Размер:
Цвет:

«Коммунальная болезнь» поддалась лечению

«Коммунальная болезнь» поддалась лечению

Автор текста: 

Валентина Патранова

06.04.2017

Факты о завышенных начислениях за жилищно-коммунальные услуги, изложенные в письме читателя «Новостей Югры», проверила Служба жилищного и строительного надзора Югры. Каков результат?

«Подарок» с долгами
Год назад житель Лангепаса Олег Петров обратился в редакцию с письмом, в котором пожаловался на высокую плату за жилищно-коммунальные услуги, особенно за отопление. При обращении в управляющую компанию, по его словам, четкого ответа не получил, поэтому попросил редакцию «разобраться и результаты проверки огласить в СМИ». Газета дважды выступила на эту тему – 25 февраля и 17 марта 2016 года. Кроме того, в Лангепас специально выезжали руководитель Региональной службы по тарифам Алексей Березовский и директор департамента ЖКК и энергетики Егор Ковальчук, встречались с жителями города. 
Неоднозначная ситуация вызревала в Лангепасе несколько лет. Как выяснилось, с 2009 по 2012 год тариф на тепло в этом городе вообще не повышался, в последующие годы увеличение произошло, но на минимальную величину. Это привело к тому, что нечем стало покрывать расходы на энергоносители. Например, только за газ город задолжал 150 миллионов рублей, не было денег на модернизацию оборудования. 
В условиях, приравненных к Крайнему Северу, система жизнеобеспечения Лангепаса оказалась под угрозой. Думе города пришлось пойти на непопулярный шаг: инициировать увеличение предельного индекса вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с 9,6 до 24,2 %.
Чтобы наладить эффективную работу предприятия «Тепловодоканал», руководство города решило передать его в концессию коммерческой структуре. Этот «подарок», обремененный огромными долгами, устаревшим оборудованием, раздутым штатом и фактически на грани банкротства, достался ООО «КонцессКом» из Когалыма. В интервью окружной газете 17 марта 2016 года директор «КонцессКома» Вадим Прусевич рассказал, что концессионное соглашение заключено на 30 лет, до 2022 года фирма привлечет 700 миллионов рублей внебюджетных средств, чтобы произвести полную модернизацию оборудования. Задача благородная, но неблагодарная: часть жителей Лангепаса, услышав о концессионерах, тогда посчитала их виновными в своих коммунальных бедах. 
И вот минул год. Что же произошло в Лангепасе за прошедшее время? Интерес редакции к этой теме совпал с желанием уже знакомого читателям газеты Олега Петрова вновь «разобраться с тарифами ЖКХ, так как никаких мер не было принято, чтобы умерить аппетиты жилищно-коммунальных служб Лангепаса», написал он в новом письме в редакцию. По его мнению, причина в том, что неправильно отражается количество потребляемого тепла в гигакалориях – оно значительно завышено по сравнению с предыдущими годами. Ничего не изменилось и в обслуживании дома управляющей компанией. 
Неужели в этом городе вновь резко выросли тарифы, как это случилось ранее? Заместитель председателя думы Лангепаса Максим Сычев опроверг такое предположение: 
– Да, был разовый скачок в 2015 году, когда мы были вынуждены пойти на такой шаг в связи с тяжелейшей обстановкой в коммунальном комплексе. Сегодня ничего подобного не предвидится. Тарифы, по которым работает концессионная компания, утверждены Региональной службой по тарифам. 

Всё идет по графику
Когалымская фирма «КонцессКом» предоставляет жителям Лангепаса услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению.
– Мы взяли на себя обязательства выполнить до 2020 года реконструкцию котельной, она давно выработала свой ресурс и нуждается в обновлении, – говорит директор ООО «КонцессКом» Вадим Прусевич. – Проект уже разработан и сейчас проходит государственную экспертизу. После получения положительного заключения компания приступит к его реализации. Это позволит улучшить качество услуг, повысить надежность источника теплоснабжения. 
Директор рассказал о незаметной для населения, но важной для предприятия работе, которую удалось выполнить за короткий срок: проведены режимно-наладочные испытания всех 16 котлов, систем химводоподготовки, что привело к их более рациональной эксплуатации и снижению потребления энергетических ресурсов. Были установлены приборы учета ресурсов на всех тепловых пунктах города. 
– Вместе с управляющими компаниями работаем по наладке температурных режимов в домах – это влияет на комфортное проживание граждан, – продолжил разговор Вадим Прусевич. – Своевременно, по графику ремонтируем системы теплоснабжения и горячего водоснабжения, что обеспечивает надежность и бесперебойность предоставления услуг. Что касается тарифов, то их устанавливает Региональная служба по тарифам, а не ресурсоснабжающая организация.
Прокомментировал Вадим Прусевич разницу в оплате за жилищно-коммунальные услуги в разные периоды:
– На мой взгляд, некорректно сравнивать разные месяцы – плата за отопление летом не взимается, в отопительный период начисляется по факту потребления ресурса, по показаниям приборов учета. Фактическое потребление тепловой энергии, в свою очередь, зависит от температурного режима наружного воздуха, а также от энергоэффективности дома. Логично, что в сентябре расход тепловой энергии на отопление меньше в сравнении с январем. Кроме того, в платежный документ входят не только платежи за коммунальные ресурсы (тепло, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и т. д.), но и за жилищные услуги по управлению, содержанию дома. ООО «КонцессКом» не имеет отношения к регулированию температуры в доме, эксплуатация приборов учета и съем показаний входит в обязанности управляющей компании. 

Проверка показала…
По просьбе редакции факты, изложенные в письме нашего читателя из Лангепаса, проверила Служба жилищного и строительного надзора Югры. В официальном ответе в редакцию сказано, что жилстройнадзором в период с 17 по 27 марта 2017 года проведена внеплановая проверка в отношении лангепасского городского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального комплекса». Были выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, по итогам проверки службой выданы предписания управляющей компании для устранения нарушений с указанием конкретных сроков. 
Внеплановую проверку проводил мегионский отдел инспектирования. По словам заместителя начальника отдела Ольги Поникаровских, которая непосредственно выезжала на место, встречалась с автором письма, представителями управляющей компании, изложенные в письме Олега Петрова факты подтвердились. 
Предписания касались нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг. По первому определен срок устранения нарушений управляющей компанией – до 15 июля 2017 года. По второму предписанию – до 1 мая 2017 года управляющая компания должна произвести корректировку размера платы за отопление в период отсутствия показаний общедомового прибора учета, то есть за октябрь, ноябрь и декабрь 2016 года в пользу жильцов. Что касается оплаты жилищно-коммунальных услуг Олегом Петровым за февраль 2016 года, то, как пояснила Ольга Поникаровских, сумма за тепло составила 6 058 рублей в соответствии с показаниями прибора учета, в этом случае нарушения не зафиксированы. Около 15 тысяч рублей Петров заплатил в целом за другие коммунальные услуги, а также управляющей компании за обслуживание дома и взнос на капитальный ремонт. Кстати, в случае невыполнения любого из предписаний жилстройнадзора управляющей компании грозит штраф до 300 тысяч рублей. 
По мнению заместителя начальника мегионского отдела инспектирования Ольги Поникаровских, многие вопросы могли бы даже не возникнуть, если бы существовал совет многоквартирного дома. Облеченный полномочиями председатель совета вправе требовать от управляющей компании акты на все виды выполненных работ, отчеты о расходовании средств собственников на обслуживание общего имущества дома и многое другое. 
– Я даже знаю, кто мог бы возглавить совет в доме, который мы проверяли, – это Олег Валентинович Петров, человек неравнодушный, болеющий за общее дело, знающий нормы и правила эксплуатации жилфонда, – считает Ольга Поникаровских. Действительно, именно такие люди сегодня нужны в советах многоквартирных домов, а завтра они понадобятся в качестве общественных жилищных инспекторов, которые должны войти в нашу повседневную жизнь в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 года № 1491 «О порядке осуществления общественного жилищного надзора». 
Наш читатель оказался прав, меры по его письму будут приняты, но редакция не закрывает эту тему. Мы продолжим следить за тем, как в Лангепасе укореняется пока еще редкое на югорской земле явление – концессия. Когда она поможет Олегу Петрову и его землякам получать качественные и доступные по цене коммунальные услуги? Время покажет, а мы расскажем.

Справка

По данным ООО «КонцессКом», тарифы, которые вступили в силу с 1 июля 2016 года, будут действовать до 1 июля 2017-го. На тепловую энергию в среднем по Югре на этот период рост тарифов для населения составил 4,2 %, в Лангепасе – 4 %: с 1 585,99 рубля за гигакалорию тепла до 1 649,38 рубля. Горячая вода для населения Лангепаса с 1 июля 2016 года подорожала на 5,7 %: с 132,34 рубля за кубометр до 139,97 рубля по причине роста тарифа на холодную воду на 12 %. Приказы об изменении тарифов есть на сайте регионального оператора – rst.admhmao.ru , а также на сайте ООО «КонцессКом» concesskom.ru/tarifi.html.
Региональной службой по тарифам утверждены тарифы, которые вступят в силу с 1 июля 2017 года. На тепловую энергию для жителей Лангепаса рост составит 4 % – гигакалория тепловой энергии будет стоить 1 715,32 рубля. Рост тарифа на горячую воду – 3,6 %: кубометр будет стоить 144,97 рубля. Таким образом, рост тарифов по Лангепасу в этом году будет существенно ниже, чем в прошлом.

Опубликовано: 15.12.2017 13:56        Обновлено: 15.12.2017 13:56