Размер:
Цвет:

Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов

Доклад

с руководством по соблюдению обязательных требований,

дающим разъяснение, какое поведение является правомерным,

а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов

Данный доклад подготовлен в рамках реализации пункта 4.1. раздела 4 «Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований» Паспорта приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 декабря 2016г. № 12) (далее по тексту – Паспорт программы).

Контроль и надзор – два важнейших метода государственного регулирования предпринимательской деятельности, направленные на предупреждение нарушения прав, пресечение таких нарушений, наказание виновных, ликвидацию правовой неграмотности.

Одной из основных форм контрольно-надзорной деятельности являются проверки, под которыми понимается комплекс действий уполномоченных на то лиц, направленных на установление исполнения хозяйствующими субъектами норм законодательства, выявление правонарушений, их пресечение и применение санкций.

Контрольно-надзорная деятельность реализуется посредством:

- организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (плановые и внеплановые, выездные и документарные);

- организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;

- мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

- принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

- а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Разъяснение новых требований нормативных правовых актов.

С 1 января 2017 года вступили в силу положения Федерального закона от 03.07.2016г. № 277-ФЗ, которым были внесены существенные изменения в Федеральный закон от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Закон № 294-ФЗ).

1. На официальном сайте Службы жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры (далее - Служба) https://jsn.admhmao.ru/ в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора) размещаются перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора).

Перечень нормативных правовых актов размещены на официальном сайте Службы в подразделе «Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального надзора (контроля) по адресу: https://jsn.admhmao.ru/perechen-obyazatelnykh-trebovaniy

2. Вступили в силу положения о профилактике соблюдения обязательных требований (ст.8.2 Закона № 294-ФЗ).

Так, органы государственного контроля (надзора) осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством:

- проведения семинаров и конференций;

- разъяснительной работы в средствах массовой информации;

- распространения комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования;

- направления рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения новых обязательных требований.

Проведение указанных мероприятий, направленных на профилактику

нарушений обязательных требований, является обязательным.

3. Частью 5 статьи 8.2 Закона № 294-ФЗ предусмотрено объявление (направление) органами государственного контроля (надзора) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтверждённые данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.

Порядок и сроки составления и направления предостережений, порядок подачи подконтрольным субъектом возражений на такое предостережение и сроки их рассмотрения органом государственного контроля (надзора), содержание предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения».

4. Вступили в силу положения об организации и проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (ст. 8.3 Закона № 294-ФЗ).

К мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями относятся, в том числе:

-плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий в соответствии со ст. 13.2 Закона № 294-ФЗ;

- наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и средствах массовой информации;

- наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на таких лиц в соответствии с федеральным законом;

- другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

По результатам таких мероприятий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям может быть направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

В случае выявления при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора) принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют письменное мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях, которое является основанием для проведения внеплановой проверки согласно новой редакции п.2 ч.2 ст.10 Закона № 294-ФЗ.

На сегодняшний день без взаимодействия с юридическими лицами, Служба осуществляет контроль за соблюдением обязательных требований в сети «Интернет», а именно:

- контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на официальном сайте Реформа ЖКХ https://www.reformagkh.ru.

Раскрытие информации в соответствии со Стандартом, является одним из лицензионных требований, согласно ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ.

За нарушение лицензионных требований установлена административная ответственность по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ:

- контроль за размещением информации на официальном сайте застройщика в отношении каждого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) с привлечением средств участников долевого строительства.

Перечень подлежащей размещению застройщиком информации в отношении каждого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) с привлечением средств участников долевого строительства, на официальном сайте застройщика, сроки ее размещения определяются в соответствии с требованиями статьи 3.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Данная обязанность возложена на застройщиков с 1 января 2017 года, после того как вступили в силу изменения в Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости».
               Также необходимо отметить, что изменения положений Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», предусматривают создание единого реестра застройщиков, являющегося государственным информационным ресурсом (ст. 23.1 ФЗ-№214)

Так, состав сведений единого реестра застройщиков и порядок его ведения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Сведения, содержащиеся в едином реестре застройщиков, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению в единой информационной системе жилищного строительства.

В соответствии с п.6 ст.25 Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязанность по размещению информации в единой информационной системе жилищного строительства, предусмотренная статьей 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», возникает с 1 января 2018 года.

Акт Правительства, определяющий порядок ведения этого реестра до сих пор не издан.

5. Введены нормы об использовании при проведении плановых проверок проверочных листов (списков контрольных вопросов) (части 11.1-11.5 ст. 9 Закона №294-ФЗ).

Общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов) утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)».

Приказом Службы «Об утверждении проверочных листов (списки контрольных вопросов), используемых Службой жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и ее территориальными отделами при проведении плановых проверок в рамках контрольно-надзорной деятельности» от 26.06.2017 №38-О, утверждены проверочные листы (списки контрольных вопросов), и размещены на официальном сайте в разделе «Контрольно-надзорная деятельность» https://jsn.admhmao.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost.

6. Конкретизированы способы возможного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении проверки (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Закона №294-ФЗ).

Так, установлено, что проверяемое лицо может быть уведомлено не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения плановой проверки (за 24 часа до проведения внеплановой выездной проверки) посредством направления копии распоряжения или приказа о проведении проверки посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора).

7. Вступили в силу положения, регламентирующие порядок рассмотрения анонимных обращений, содержащих информацию, являющуюся основанием для проведения проверки (ч.3 ст.10 Закона №294-ФЗ).

Установлено, что в случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица.

Содержание таких мер в Законе №294-ФЗ не раскрывается, вместе с тем, такими мерами, в том числе могут быть: обращение в органы внутренних дел, получение сведений из единого государственного реестра юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (в соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 294 – ФЗ).

Нередко направленные гражданами обращения в Службу и ее территориальные отделы не соответствуют названным нормам действующего законодательства, в связи, с чем проведение Службой проверок не представляется возможным.

В таких случаях письменным ответом Служба уведомляет заявителей о невозможности проведения проверки и возможности наряду с направлением обращений в электронной форме с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

8. Предусмотрена процедура предварительной проверки по поступившим обращениям (ч.3.2 ст.10 Закона № 294-ФЗ).

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо причинении вреда окружающей среде (возникновении такой угрозы) уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.

В ходе проведения предварительной проверки:

- принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию;

- проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора);

- при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).

В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в ч.2 ст.10 Закона № 294-ФЗ, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.

По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

9. В Законе № 294-ФЗ установлен запрет на истребование от юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении выездной проверки документов и (или) информации, которые были представлены ими в ходе проведения документарной проверки (ч. 10 ст. 11 Закона № 294-ФЗ).

10. Вступили в силу положения, определяющие порядок действий органа государственного контроля (надзора) в случае невозможности проведения проверки, положения, предусматривающие составление акта о невозможности проведения проверки (ч.7 ст.12 Закона № 294-ФЗ).

В частности, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) составляет акт о невозможности проведения проверки с указанием причин невозможности ее проведения в случаях, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с:

- отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица;

- фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем;

- иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки.

При этом, при выявлении виновных действий проверяемых лиц, направленных на воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, Службой по ст. 19.4.1 КоАП РФ возбуждается дело об административном правонарушении с направлением соответствующих материалов для рассмотрения в суд.

Кроме того, орган государственного контроля (надзора) в течение трёх месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении такого юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

11. В ч.9 ст.15 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.

Вместе с тем, орган государственного контроля (надзора) после издания распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

12. Статья 8.1. Закона № 294-ФЗ установлены положения о применении риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора).

Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 к видам государственного контроля (надзора), при организации которого применяется риск-ориентированный подход, отнесены государственный жилищный надзор, лицензионный контроль за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами и государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, региональный государственный строительный надзор.

Положения о применении риск-ориентированного подхода подлежат применению с 01.01.2018 года.

Статья 8.1 Закона № 294-ФЗ дополнена пунктом 8, об использовании индикаторов риска нарушения обязательных требований для определения необходимости проведения внеплановых проверок и иных мероприятий по контролю.

Индикаторы риска нарушения обязательных требований в области ЖКХ и строительства разрабатываются и утверждаются Минстроем России.

Разъяснение неоднозначных или не ясных для подконтрольных лиц обязательных требований, в том числе в силу пробелов или коллизий в нормативных правовых актах в рамках:

1.      Жилищного надзора

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.06.2015г. № 176- ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 176-ФЗ) с 1 января 2017 г. изменился состав платы за содержание жилого помещения.

В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 26 декабря 2016 г. №1498 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Постановление №1498), которым предусмотрены:

- случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

-новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно ¬строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).

В связи с указанными изменениями обращаю Ваше внимание на следующие вопросы:

О случаях включения в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества с учетом новых правил оплаты коммунальных услуг.

Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.9.1 статьи 156 ЖК РФ).

Потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (п.4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6.05.2011 № 354 (далее - Правила №354),

Соответственно, потребители в многоквартирном доме оплачивают:

- коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, потребленные в жилых и нежилых помещениях;

- расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения.

Размер фактических расходов управляющих организаций, товариществ, кооперативов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, формируемых в период управления многоквартирным домом

Управляющие организации, товарищества, кооперативы, осуществляющие деятельность без заключения договора управления с управляющей организацией (далее –исполнители), приобретают коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций путем заключения договоров ресурсоснабжения:

-на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг);

-на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).

Постановлением №1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами № 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.

Дополнительно, об изменениях в законодательстве после 01.07.2017 года

Установлен порядок определения размера платы за потребленную горячую, холодную воду, электрическую и тепловую энергию в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме включается, в том числе оплата расходов за холодную воду, горячую воду, электрическую и тепловую энергию, потребляемую при содержании общего имущества многоквартирного дома.

При этом порядок определения размера такой платы с учетом размера указанных расходов действующим законодательством не установлен.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ не позднее 1 июня 2017 года должны утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

При этом устанавливается, что в случае включения в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, размер таких расходов определяется в порядке, установленном для определения размера платы за содержание общего имущества.

Приказом Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики

ХМАО - Югры от 29.06.2017 № 6-нп «О внесении изменений в приказ Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2013 года № 22-нп «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» утверждены с 1 июня 2017 года нормативы потребления коммунальных ресурсов по холодному, горячему водоснабжению и отведению сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при установлении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению средняя продолжительность отопительного периода принята равной 270 дней.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, отопительный период в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре начинается, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 градусов Цельсия и ниже.

Заканчивается, когда в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 градусов Цельсия и выше.

Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 вступило в силу с 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Федеральным законом №258-ФЗ от 29.07.2017 внесены изменения в федеральное законодательство, в части изменения существующего порядка оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирных домах.

Принят Федеральный закон от 29.07.2017 № 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон вступил в силу 10.08.2017 года.

Основное нововведение данного закона, это изменившийся порядок оплаты за коммунальные ресурсы, используемые на общедомовые нужды.

Согласно принятым поправкам, плата за ОДН теперь все также будет начисляться по нормативам, однако если в доме есть общедомовые приборы учета, то периодически (вероятней всего раз в год) будет производиться перерасчет платы за ОДН по показаниям общедомовых приборов учета (ч.9.2 ст. 156 ЖК РФ).

Порядок проведения такого перерасчета будет установлен соответствующим постановлением Правительства РФ, которое на сегодняшний день еще не вынесено.

Если же собственники не согласны с таким порядком оплаты за ОДН, тогда на общем собрании собственников они могут принять решение о том, что оплата за ОДН будет производиться либо, исходя из среднемесячного объема потребления с корректировкой раз в год, либо непосредственно исходя из фактических показаний общедомовых приборов учета (ч.9.2 ст. 156 ЖК РФ).

Кроме того, закон позволяет не включать в плату за ОДН те коммунальные ресурсы, которые не могут быть затрачены на общедомовые нужды в силу конструктивных особенностей дома (ч.9.1 ст. 156).

Разъяснение основных положений Федерального закона от 23.11.2009                 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009                       № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 5 Приказа Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов», класс энергетической эффективности многоквартирного дома в процессе эксплуатации устанавливается и подтверждается органом государственного жилищного надзора на основании декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов.

Проверять энергоэффективность домов органы жилищного надзора могут не чаще одного раза в год и не реже одного раза в пять лет.

Если дому еще не присвоен класс энергоэффективности, собственники домов или управляющая организация должны обратиться в органы государственного жилищного надзора, и предоставить декларацию с показаниями приборов учета на начало и конец года.

Декларация подается в произвольной форме. В декларации в обязательном порядке указывается следующая информация:

- календарные даты начала и окончания периода, за который представляется декларация;

- класс энергетической эффективности многоквартирного дома и дата его присвоения (если ранее был установлен класс энергетической эффективности многоквартирного дома);

- показания общедомовых приборов учета или приборов учета, учитывающих расход энергетических ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме на начало и конец отчетного периода по каждому виду энергетического ресурса и сведения о приборах учета (марка, номер, сроки поверки);

- расчет объема потребленных энергетических ресурсов по каждому виду энергетического ресурса с указанием единиц измерения и с переводом единиц измерения;

- расчет значения годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов, указанных в пункте 22 настоящих Правил, расчет приведения полученных значений к расчетным условиям;

- фактические условия, используемые для приведения к расчетным с учетом положений пункта 23 настоящих Правил - климатические условия периода представления декларации, средняя температура внутреннего воздуха в помещениях, плотность заселения, качество коммунальных услуг;

- указание на наличие или отсутствие индивидуального теплового пункта с функцией автоматического регулирования температуры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха и энергоэффективного (светодиодного) освещения мест общего пользования.

После чего государственный орган, осуществляющий жилищный надзор принимает решение о соответствующем классе энергоэффективности дома.

Новостройкам класс энергетической эффективности должен присваиваться в обязательном порядке вместе со сдачей в эксплуатацию.

Класс энергетической эффективности многоквартирного дома в процессе эксплуатации подтверждается не позднее чем за 3 месяца до истечения 5 лет со дня выдачи акта о классе энергоэффективности многоквартирного дома.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ требования по организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем 5 киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем 0,2 гигакалорий в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с ч.1 ст. 48Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ, требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, не применяются к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта:

1) здания, строения, сооружения, введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;

2) здания, строения, сооружения, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;

3) здания, строения, сооружения, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.

Постановление Правительства РФ от 20.05.2017 № 603 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18». Начало действия данного документа 31.05.2017 года.

Данным постановлением скорректированы правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, а также требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов.

В частности, уточнены:

- перечень показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности;

- перечень показателей, относимых к обязательным техническим требованиям, обеспечивающим достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности, вводимым с момента установления требований энергетической эффективности;

- сроки снижения показателей, характеризующих годовые удельные расходы энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении отдельно для вновь создаваемых и для реконструируемых или проходящих капитальный ремонт зданий, строений, сооружений.

Кроме того, устанавливаются:

- сроки начала применения требований к интеграции в энергетический баланс зданий, строений, сооружений нетрадиционных источников энергии и вторичных энергетических ресурсов, а также требований к включению нормируемого удельного суммарного расхода первичной энергии в нормируемые показатели, характеризующие годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;

- перечень органов, уполномоченных на определение класса энергетической эффективности многоквартирного дома.

Федеральным законом от 05.12.2016 № 412-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты РФ» (вступил в силу 16.12.2016) введены поправки, направленные на ужесточение ответственности и усиление контроля над деятельностью по эксплуатации внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Причем наказания предусмотрены не только для должностных и юридических лиц, но и для граждан.

С 16 декабря 2016г. полномочия органов государственного жилищного надзора значительно расширены.

Жилищные инспекторы смогут привлекать к административной ответственности за нарушение норм безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Согласно новым поправкам в административном кодексе появилась статья 9.23 под названием «Нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».

В зависимости от вида нарушения (нарушение требований к качеству выполнения работ по техническому обслуживанию газового оборудования, отказ от заключения договора о техническом обслуживании, отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ, уклонение от замены оборудования) предусмотрены штрафные санкции от одной до ста тысяч рублей.

Размеры штрафов увеличатся в случае, если из-за действий потребителей газа случилась авария или появилась угроза жизни и здоровью людей. Для граждан они вырастут до 30 тысяч рублей, должностных лиц - до 100 тысяч и юридических лиц – до 400 тысяч рублей.

К примеру, заключение договора о техническом обслуживании газового оборудования обязательно для управляющей организации в отношении внутридомового газового оборудования и для собственника помещения в отношении внутриквартирного оборудования.

Кроме того, согласно ст.4 вышеупомянутого федерального закона, газовые службы обязаны в течение 6 месяцев со дня вступления в силу данного закона уведомить органы Государственного жилищного надзора об осуществлении деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию ВДГО и ВКГО в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 09.09.2017 № 1091 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (вступило в силу 20.09.2017):

1) внесены изменения в Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее - Правила № 410), в соответствии с которыми:

а) Правила № 410 дополнены разделом IX, в котором указаны требования, которым должны соответствовать специализированная организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также организация, осуществляющая работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Так, специализированные организации, а также организации, осуществляющие работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, должны иметь:

- штат квалифицированных сотрудников, имеющих профильное образование, прошедших необходимое для проведения газоопасных работ обучение (инструктаж по технике безопасности на рабочем месте перед допуском к работе на объекте) и аттестацию (переаттестацию не реже 1 раза в 5 лет) по итогам обучения по учебным программам, разработанным с учетом типовых программ, утверждаемых руководителями образовательных учреждений, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности (далее - аттестованные сотрудники);

- должностные и производственные инструкции для аттестованных сотрудников, утвержденные руководителем организации;

- оснащение калиброванными средствами контроля и измерений, контрольно-измерительным оборудованием, прошедшим метрологический контроль, сертифицированными материалами, комплектующими изделиями, инструментом, приспособлениями, обеспечивающими возможность выполнения соответствующих работ;

- программы технического обслуживания и проверки технического состояния используемого оборудования и средств испытаний;

- методики (методы) измерений, аттестованные в установленном порядке;

- график поверки средств измерений.

Помимо соответствия установленным разделом IX Правил № 410 требованиям специализированная организация может считаться таковой при условии направления ей в орган государственного жилищного надзора уведомления о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с п.40 ч.2 ст.8 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В связи с чем, организации, не направившие в орган государственного жилищного надзора указанное уведомление, не вправе осуществлять деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и не могут рассматриваться в качестве специализированной организации;

б) аварийно-диспетчерское обеспечение вправе осуществлять исключительно газораспределительная организация, имеющая обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, в том числе на основании заключенного с ней специализированной организацией соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

2) в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, внесены изменения, в соответствии с которыми первый запорный кран на внутридомовой инженерной системе газоснабжения отнесен к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме;

Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре» дополнено требованиями, в соответствии с которыми к предмету проверок органа государственного жилищного надзора отнесено соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований к наличию договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией, соответствующей требованиям, установленным Правилами № 410.

Одновременно, на органы государственного жилищного надзора опосредованно возложены полномочия по проверке соответствия специализированных организаций, а также организаций, осуществляющих работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, требованиям, установленным разделом IX Правил № 410.

Поскольку в силу положений п.89 Правил № 410 контроль за соблюдением Правил № 410 осуществляется органами государственного жилищного надзора, в этом случае, в качестве проверяемых лиц при осуществлении государственного жилищного надзора выступают специализированные организации и организации, осуществляющие работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

4) в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, внесены изменения, в соответствии с которыми:

а) газоснабжение потребителя производится при условии организованных исполнителем и осуществляемых специализированной организацией аварийно-диспетчерского обеспечения, надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, а также при условии технического диагностирования внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые осуществляются по соответствующим договорам.

б) товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - собственники помещений в многоквартирном доме (далее вместе названные – управляющая организация) обеспечивают надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования посредством заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией. В этом случае, наличие заключенного со специализированной организацией договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования признается выполнением управляющей организацией обязанности по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования.

2.      Строительного надзора

С 1 января 2018 года Постановлением Правительства РФ от 07.03.2017 №275 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления первоочередных требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений», вводятся первоочередные требования энергетической эффективности для административных, общественных зданий и многоквартирных домов

Такими требованиями, в частности, являются:

- для административных и общественных зданий общей площадью более 1000 кв. м, подключенных к системам централизованного теплоснабжения (применяются при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте внутренних инженерных систем теплоснабжения): установка (при условии технической возможности) оборудования, обеспечивающего в системе внутреннего теплоснабжения здания поддержание гидравлического режима, автоматическое регулирование потребления тепловой энергии в системах отопления и вентиляции в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, приготовление горячей воды и поддержание заданной температуры в системе горячего водоснабжения; оборудование (при условии технической возможности) отопительных приборов автоматическими терморегуляторами (регулирующими клапанами с термоэлементами) для регулирования потребления тепловой энергии в зависимости от температуры воздуха в помещениях;

- для многоквартирных домов, подключенных к системам централизованного теплоснабжения (применяются при строительстве): установка (при условии наличия технической возможности) оборудования, обеспечивающего в системе внутреннего теплоснабжения многоквартирного дома поддержание гидравлического режима, автоматическое регулирование потребления тепловой энергии в системах отопления и вентиляции в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, приготовление горячей воды и поддержание заданной температуры в системе горячего водоснабжения;

- для помещений административных и общественных зданий с проектным числом работы осветительных приборов свыше 4 тыс. часов в год и систем освещения, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (применяются при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте внутренних инженерных систем освещения): использование для рабочего освещения источников света со светоотдачей не менее 95 лм/Вт и устройств автоматического управления освещением в зависимости от уровня естественной освещенности, обеспечивающих параметры световой среды в соответствии с установленными нормами.

Постановление вступает в силу с 1 января 2018 г. и применяется к отношениям, возникшим при вводе в эксплуатацию зданий, разрешение на строительство которых было получено после вступления его в силу.

С 1 июля 2017 года начали действовать новые ГОСТы по кровлям

В рамках программы национальной стандартизации подведомственным Минстрою России ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» с 1 июля вступили в действие четыре новых национальных стандарта по кровельным полимерным материалам.

Они регламентируют технические характеристики материалов, методы определения стойкости к воздействию битума, града и озона. Документы прошли экспертизу Технического комитета 465 «Строительство» и зарегистрированы в Росстандарте.

Появление принципиально новых кровельных материалов, и в связи с этим, новых кровельных конструкций, способствует развитию методов оценки их работоспособности. Разработка стандартов ГОСТ Р «Материалы кровельные и гидроизоляционные гибкие полимерные (термопластичные и эластомерные). Метод определения стойкости к воздействию озона», «Материалы кровельные и гидроизоляционные гибкие полимерные (термопластичные и эластомерные). Общие технические условия», «Материалы кровельные и гидроизоляционные гибкие полимерные (термопластичные и эластомерные). Метод определения стойкости к воздействию битума», «Материалы кровельные и гидроизоляционные гибкие битумосодержащие и полимерные (термопластичные и эластомерные). Метод определения стойкости к воздействию града» позволяет устранить существующее отставание национальной системы стандартизации на кровельные и гидроизоляционные материалы от работ, проводимых Европейским комитетом по стандартизации.

С появлением новых технологий, материалов и видов применения материалов возникла необходимость в новых методах испытаний, характеризующих поведение кровельных гидроизоляционных материалов при работе в различных условиях.

Метод определения стойкости кровельного материала к воздействию, в частности, града позволяет оценить способность материала выдерживать механические нагрузки, что поможет при проектировании зданий, находящихся в климатических зонах с часто возникающими подобными явлениями, выбрать подходящие для этих зон материалы.

Минстрой России напоминает об обязательности наличия с 1 июля 2017 года у ИП и ЮЛ, являющихся членами СРО изыскателей, проектировщиков и строителей, высококвалифицированных специалистов

Письмо Минстроя России от 25.05.2017 № 18331-ММ/02 «Об информационной справке о введении института национальных реестров специалистов в строительстве».

Сообщается, в частности, что с указанной даты вводятся национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования и национальный реестр специалистов в области строительства, в которых будут содержаться сведения о высококвалифицированных специалистах.

Их должностные обязанности строго регламентированы ГрК РФ и не могут выполняться иными работниками.

Каждый член СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с 1 июля 2017 года должен иметь в штате по основному месту работы специалистов по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, сведения о которых включены в соответствующий национальный реестр специалистов.

Ведение национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования осуществляется Национальным объединением изыскателей и проектировщиков (www.nopriz.ru), а ведение национального реестра специалистов в области строительства осуществляется Ассоциацией "Национальное объединение строителей" (www.nostroy.ru).

Для включения сведений о физическом в лице в национальный реестр специалистов необходимо обратиться с заявлением в соответствующее национальное объединение саморегулируемых организаций.

           К заявлению должны быть приложены документы и материалы, подтверждающие соответствие физического лица установленным требованиям.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С 1 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016                   № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (за исключением отдельных положений), которым:

- уточняются требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения ей статуса СРО;

- корректируются нормы, регулирующие прием в члены СРО, а также прекращения членства в ней; нормы, регламентирующие контроль СРО за деятельностью своих членов;

- устанавливаются случаи обязательности членства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в СРО, а также случаи, в которых такое членство не требуется;

- устанавливаются стандарты и перечень внутренних документов СРО, которые они дополнительно обязаны разработать и утвердить (например, о компенсационном фонде возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств; реестре членов СРО; процедуре рассмотрения жалоб на действия членов СРО и обращений, поступивших в СРО и др.);

- вводятся требования к специалистам по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Сведения о таких специалистах включаются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства;

- уточняется состав сведений, включаемых в реестр членов СРО;

- устанавливается порядок возмещения ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом СРО обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договора.

Вводится административная ответственность, в том числе за нарушение СРО порядка предоставления документов и сведений в целях ведения государственного реестра указанных СРО.

В части данных изменений, Минстрой России напоминает, что работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено ГрК РФ.

Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением отдельных случаев, предусмотренных ГрК РФ.

Соответственно, лицо, выполняющее функции технического заказчика, с 1 июля 2017 года должно быть членом саморегулируемых организаций соответствующих видов либо саморегулируемой организации, к сфере деятельности которой относится часть таких функций (письмо Минстроя России от 28.04.2017 № 15175-ТБ/02 «О разъяснении отдельных положений ГрК РФ»).

С 1 июля 2017 года лицо, выполняющее функции технического заказчика, должно быть членом саморегулируемых организаций изыскателей, проектировщиков или строителей.

В письме Минстроя России от 28.04.2017 № 15175-ТБ/02 «О разъяснении отдельных положений ГрК РФ»), даны разъяснения, что работы по договорам о выполнении инженерных, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическим лицами которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено ГрК РФ.

Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами саморегулируемых организаций.

Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением отдельных случаев, предусмотренных ГрК РФ.

Соответственно, лицо, выполняющее функции технического заказчика, с 1 июля 2017 года должно быть членом саморегулируемых организаций соответствующих видов либо саморегулируемой организации, к сфере деятельности которой относится часть таких функций.

Федеральный закон от 03.07.2016 №304-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральным законом, в частности:

-предусмотрено создание единого реестра застройщиков, являющегося государственным информационным ресурсом, состав сведений и порядок ведения которого устанавливаются Правительством РФ;

- на застройщиков возложена обязанность ведения сайта в сети "Интернет", на котором раскрывается информация в отношении каждого строящегося с привлечением средств дольщиков многоквартирного дома или иного объекта недвижимости;

- положения Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" распространены на отношения, возникающие при строительстве жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков;-

установлены возможность привлечения средств дольщиков только тем застройщиком, уставный (складочный) капитал которого полностью оплачен, и зависимость минимального размера уставного капитала застройщика от площади всех возводимых им объектов долевого строительства;

- введен новый механизм привлечения средств граждан в долевое строительство - через специальные счета в банках (счет эскроу);

- предусмотрено, что в целях дополнительной защиты дольщиков, обязательства перед которыми не исполняются застройщиками, по решению Правительства РФ может быть создан фонд, средства которого формируются за счет обязательных отчислений (взносов) застройщиков (размер таких отчислений не может быть выше 1 процента от планируемой стоимости строительства многоквартирного дома);

-уточнены требования, которым должна соответствовать реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного дома;

-определены особенности осуществления государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, договора об уступке прав требования по такому договору на объект долевого строительства.

Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений.


С 1 сентября 2017 года документы, необходимые для выдачи разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию в установленных случаях, должны будут подаваться исключительно в электронной форме

Постановление Правительства РФ от 04.07.2017 № 788 «О направлении документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию, в электронной форме».

Речь идет о случаях, когда проектная документация объекта капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки проектной документации, а также другие документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, представлялись в электронной форме.

При этом соответствующим федеральным, региональным и местным органам власти рекомендовано использовать при приеме документов в электронной форме инфраструктуру электронного правительства.

Постановление Правительства РФ от 25.10.2017 № 1294 «О внесении изменений в Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации» внесены изменения в Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства России от 1 февраля 2006 года №54).

С 1 января 2018 года региональный государственный строительный надзор будет осуществляться с применением риск-ориентированного подхода.

В целях применения риск-ориентированного подхода при организации регионального государственного строительного надзора строящиеся, реконструируемые объекты капитального строительства подлежат отнесению к определенным категориям риска.

Присвоение категории риска осуществляется органом регионального государственного строительного надзора после поступления извещения о начале работ на таком объекте.

При отнесении строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства к определенной категории риска используются признаки зданий и сооружений, предусмотренные Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, а также функциональное назначение объектов капитального строительства согласно национальным стандартам и сводам правил.

В соответствии с критерием тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства такие объекты относятся к следующим категориям риска:

высокий риск - общественные здания и сооружения, многоквартирные жилые дома, путепроводы, тоннели, мосты и эстакады, а также объекты капитального строительства с пролетом от 20 до 100 метров;

значительный риск - производственные здания.

Остальные объекты капитального строительства подлежат отнесению к категории умеренного риска.

Периодичность проверок в период строительства зависит от присвоенной объекту категории риска и составляет:

а) для категории высокого риска - не более 12 проверок;

б) для категории значительного риска - не более 10 проверок;

в) для категории умеренного риска - не более 7 проверок.

В случае выдачи разрешения на строительство 2 и более объектов капитального строительства, относящихся к разным категориям риска, категории риска определяются отдельно в отношении каждого объекта капитального строительства.

Количество проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства может быть увеличено не более чем на 2 проверки в случаях:

а) строительства, реконструкции объекта капитального строительства в условиях стесненной городской застройки (в соответствии с проектной документацией);

б) строительства, реконструкции объекта капитального строительства в сложных инженерно-геологических условиях (в соответствии с проектной документацией);

в) строительства, реконструкции объекта капитального строительства, общая площадь которого превышает 20000 кв. метров.

В том числе изменения касаются количества проводимых проверок на объектах, а также отнесение объектов к категориям рисков.

Так, например, предлагается в соответствии с критерием тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства обязательных требований, такие объекты с учетом идентификационных признаков согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также функциональному назначению согласно национальным стандартам и сводам правил отнести к следующим категориям риска:

а)        высокий риск:

-          общественные здания и сооружения,

-          многоквартирные жилые дома,

-          путепроводы, тоннели, мосты, эстакады,

-          объекты капительного строительства с пролетом от 20 до 100 метров,

б)        значительный риск:

-          производственные здания,

в)        умеренный риск:

-          объекты капитального строительства, не указанные в подпунктах «а» и «б».

Опубликовано: 15.12.2017 13:54        Обновлено: 15.12.2017 13:54