Размер:
Цвет:

Доклад Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об эффективности реализации мероприятий по обеспечению и защите прав потребителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре за 2019 год»

Доклад

Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Об эффективности реализации мероприятий по обеспечению и защите прав потребителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

за 2019 год»

В целях защиты прав потребителя приоритетными направлениями в деятельности Службы являются:

- предупреждение и пресечение правонарушений в жилищно-коммунальной сфере

- обеспечение реализации на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры государственной жилищной политики, создание условий для осуществления гражданами права на жилище и улучшение качества предоставляемых населению жилищных, коммунальных услуг и содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в жилищно-коммунальной сфере и строительстве.

С 2017 года наблюдалась тенденция снижения количества обращений граждан в Службу на 10,2%, и в 2018 году – на 11,5%. В 2019 году количество обращений граждан увеличилось на 10,2% в сравнении с 2018 годом. Так, за 9 месяцев текущего года рассмотрено 5 101 обращение граждан. Увеличилось количество обращений в сравнении с аналогичным периодом 2018 года из г. Ханты-Мансийска (на 46,7%), г. Нижневартовска (на 43,2%), г. Нефтеюганска (на 38,9%), г. Нягани (на 28,9%).

Данное обстоятельство обусловлено несколькими причинами.

В действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее правоотношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, постоянно вносятся изменения, которые тем или иным образом влияют на осуществление предпринимательской деятельности в данной сфере и на потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 №1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме» внесены изменения в порядок начисления платы за отопление в многоквартирных домах.

С 01.01.2019 года введена новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), мероприятия по определению, созданию и содержанию контейнерных площадок. Правила обустройства мест накопления ТКО, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации               от 31.08.2018 № 1039.

Проведенный анализ рассмотренных обращений показал, что на 30% увеличилось количество обращений по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги. Собственники жилых помещений не согласны с начислениями, указанными в платежных документах. Пик увеличения количества обращений пришелся на первый квартал 2019 года. Службой были приняты превентивные меры. В г. Ханты-Мансийске проведено 2 совещания с участием РКЦ, администрации города и управляющими компаниями.

Службой проведено 673 проверки по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги, факт подтвердился в 30,3%.

Управляющим организациям, исполнителям коммунальных услуг для устранения выявленных нарушений в части перерасчета размера оплаты за коммунальные услуги выдано 204 предписания. В результате сумма произведенного перерасчета в сторону уменьшения за 9 месяцев 2019 года составила 10 490,14 тысяч рублей, что на 63,7 % больше в сравнении с аналогичным периодом 2018 года.

Службой ежеквартально проводится мониторинг по исключению платы по сбору и вывозу твердых бытовых отходов из платы за содержание жилого помещения.

Всего с начала года по ТКО Службой рассмотрено 94 обращения. Выдано 8 предписаний, 4 предписания по перерасчету и 4 предписания по уборке контейнерных площадок. Во втором и третьем квартале нарушений по ТКО не выявлено.

По техническому обслуживанию и содержанию жилищного фонда рассмотрено на 3,6% меньше обращений в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

С 2017 года наблюдается тенденция к снижению количества обращений связанных с дефектами строительства (2017 год на 16,6%, 2018 год на 22%, 2019 год – 30%).

Но встречаются случаи, когда в гарантийный срок выявляются строительные дефекты. Это в основном относится к скрытым дефектам, таким как промерзание оконных проемов, откосов, продувание стен и др., которые можно выявить только в ходе эксплуатации жилого дома.

В 2019 году поступили обращения по данной тематике по жилым домам, застройщиками которых являются: ООО «Квартал» (ул. Свободы, 2б, г. Ханты-Мансийск), ООО «Чехов Хаус» (ул. Чехова, 27, г. Ханты-Мансийск), ООО «Новые Бизнес-Технологии» (мкр. 45, г. Сургут), Фонд «Жилище» (ул. Орджоникидзе, 3,

г. Советский).

По всем обращениям с участием собственников, управляющих организаций и застройщиков проведены осмотры. Специалистами Службы направляются застройщикам акты осмотров жилых домов с рекомендациями об устранении нарушений.

Снизилось количество обращений о непригодности для проживания и аварийности на 29,4% в сравнении с аналогичным периодом 2018 года.

В 2019 году поступило 78 обращений на некачественное проведение капитального ремонта многоквартирных домов.

Югорскому фонду капитального ремонта выдано 4 предписания на устранение нарушений.

На основании обращений Службой проведена 1 921 проверка. Количество проверок увеличилось на 12,5% в сравнении с аналогичным периодом 2018 года.

Вместе с тем факты, изложенные в жалобах, подтвердились в 47% рассмотренных обращений (выданы предписания), в 53% обращений факты не подтверждены, даны разъяснения.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий выявлено всего 2 369 нарушений в сфере жилищного законодательства, что на 11,3% больше чем в 2018 году.

Службой выдано 896 предписаний для устранения выявленных нарушений, 8% из которых оспариваются в судах (76 предписаний). Из 51 оспариваемого предписания на отчетный период вступили в законную силу 40 предписаний или 78%.

Из общего количества, рассмотренных за 9 месяцев  2019 года  судебных дел о признании незаконными предписания Службы,  11 решений принято не в пользу Службы (предписания признаны незаконными и неподлежащими исполнению), что составляет 0,1% от общего количества выданных предписаний и 21,5% от оспариваемых.

Подготовленный Проект Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Минэкономразвития России направлен на стимулировании добросовестности контролируемых лиц и профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Проектируемым законом предлагается закрепить широкий набор средств и механизмов проведения профилактической работы. К числу профилактических мероприятий законопроектом отнесены информирование, обобщение правоприменительной практики, выпуск руководств по соблюдению обязательных требований, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, выдача рекомендаций по соблюдению обязательных требований, осуществление консультирования, профилактическое сопровождение, самообследование, профилактический визит и иные мероприятия. При этом законопроект исходит из того, что участие в профилактических мероприятиях - это право, а не обязанность контролируемых лиц. Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.

Законопроектом определяется возможность объявления предостережения при наличии сведений о готовящихся нарушениях, о признаках возможных нарушений либо о непосредственных нарушениях обязательных требований. Такая профилактическая мера, заменяющая проведение внеплановых контрольно-надзорных мероприятий по тому же поводу, применяется лишь в отношении негрубых нарушений и дает контролируемому лицу возможность оперативно исправить их и избежать возможных неблагоприятных последствий.

Дополнительным механизмом, обеспечивающим перевод контрольно-надзорной деятельности в формат стимулирования добросовестного поведения контролируемых лиц, является добровольное использование негосударственных форм контроля и независимой оценки соблюдения обязательных требований, которые исключают (снизят) проведение плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий по соответствующему предмету контроля, за исключением случаев крайней необходимости.

Кроме того, Служба считает, что в целях повышения эффективности рассмотрения обращений граждан о нарушении прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, а также снижения количества обращений необходимо распространить на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, положения подпункта "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" о возможности обращения к ним граждан за защитой нарушенных прав потребителей при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

Необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, жилищные права которых нарушены, в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор, могли стать законным основанием для проведения внеплановой проверки, будет являться подтверждение заявителем факта того, что до обращения в соответствующий орган он обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

Данные изменения в действующее законодательство позволят создать условия для соблюдения гражданами процедуры урегулирования случаев нарушения их прав с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями до обращения в органы государственного жилищного надзора, что, в свою очередь, может ускорить рассмотрение таких обращений и оптимизировать их количество в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор.

Увеличилось количество административных наказаний на 11,2%.

        За отчетный период вынесено 224 постановления о привлечении юридических лиц к административной ответственности, из них:

-должностными лицами вынесено 120 постановлений на сумму 5 миллионов 19 тыс. рублей

-судами вынесено 104 постановления на сумму 5 миллиона 607 тыс. рублей.

За анализируемый период, только в одном случае должностные лица Службы заменили административный штраф, на предупреждение, поскольку нарушения управляющими компаниями лицензионных требований являются совершенными впервые.

Большую часть постановлений о привлечении юридических лиц к административной ответственности составляют нарушения, предусмотренные ч.24 ст. 19.5 КоАП РФ (Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами), а также предусмотренные, ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ (Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований).

Основной причиной роста постановлений по ч.24 ст.19.5 КоАП РФ является, тот факт, что управляющие компании при оспаривании предписаний Службы не заявляют в суде ходатайство о принятии обеспечительных мер, направленных на приостановления исполнения предписаний до вступления в законную силу судебного акта. Довод управляющих компаний в части того, что при оспаривании предписания, проверка его исполнения нецелесообразно является ошибочным.

Единственным основанием, в силу которого предписания может быть не проверено должностным лицом Службы после истечения срока, является определение Арбитражного суда ХМАО-Югры о принятии обеспечительных мер, у Службы полномочия в части продления или приостановления предписания отсутствуют.

Увеличение количества постановлений, а также сумм штрафов, вынесенных должностными лицами Службы по статье 14.1.3 связано с тем, что с 29.03.2019 Федеральным законом от 18.03.2019 № 26-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор наделены полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 14.1.3 КоАП РФ, кроме того данная статья дополнена частью 3, где санкция наказания в виде штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Санкция данной статьи не предусматривает применения наказания в форме предупреждения.

Применение такого наказания входит в компетенцию судебных органов и иных лиц, рассматривающих административное дело (в том числе должностных лиц Службы).

В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 3.4 КоАП РФ.

Помимо прочих условий, установленных ст. 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная ст. 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.

В 2019 году проведены проверки в отношении 41 управляющей организации и 4 проверки специализированных организаций, осуществляющих техническое обслуживание внутридомового (ВДГО) и внутриквартирного (ВКГО) газового оборудования.

В ходе мероприятий обследовано 512 многоквартирных газифицированных домов. Выявлено 140 нарушений. Основные нарушения: ненадлежащая организация технического обслуживания дымовых и вентиляционных каналов, не заключены договоры на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования абонентов со специализированными организациями, а также нарушение срока проведения плановых работ.

В целях обеспечения безопасной эксплуатации и устранения фактов ненадлежащего содержания ВДГО и ВКГО материалы проверок направлены в Прокуратуру автономного округа для принятия мер прокурорского реагирования. Вынесено 51 представление, возбуждено 10 производств об административных правонарушениях, объявлено 4 предостережения о недопустимости нарушения закона.

Службой разработан Порядок действий в случае, если собственником (нанимателем) жилого помещения не заключен договор обслуживания внутридомового газового оборудования (ВКГО) и (либо) не обеспечен допуск специализированной организации для проведения работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) ВКГО газового оборудования.

В рамках подготовки к ОЗП 2019-2020 годов специалисты Службы приняли участие в проверках, организованных территориальными прокуратурами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Территориальными отделами инспектирования Службы проведено 34 проверки в отношении управляющих организаций автономного округа, ТСЖ.

Обследовано 408 многоквартирных домов, выявлено 744 нарушения. Материалы проверок направлены в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.

В целях снижения количества обращений в Службу проведена информационно-разъяснительная работа с управляющими организациями, застройщиками жилых домов, общественными советами при муниципальных образованиях, с председателями советов многоквартирных домов, активными гражданами путем проведения кустовых совещаний с участием всех муниципальных образованиях автономного округа.

Специалисты Службы приняли участие в 29 выездных комиссиях по информированию граждан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства с участием представителей прокуратуры округа, органов местного самоуправления, представителей управляющих организаций.

Службой ежеквартально с участием представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, проверяемых субъектов и высших должностных лиц автономного округа проводятся в режиме видеоконференцсвязи публичные обсуждения результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Службы. В рамках, которых обсуждаются изменения в законодательстве, типичные нарушения.

На официальном сайте Службы в разделе «Профилактика нарушений обязательных требований» размещен перечень обязательных требований, программа профилактики нарушений обязательных требований на 2019-2020 годы», утвержденная приказом руководителя Службы.

Кроме того разработана Публичная декларация целей и задач на 2019 год, Руководство по соблюдению обязательных требований по осуществлению государственных функций Службы. Указанная информация также размещена на сайте Службы.

Все вышеназванные мероприятия разработаны в рамках риск-ориентированного подхода контрольно-надзорной деятельности.

В рамках своих полномочий Служба проводит проверки общих собраний собственников многоквартирных домов.

С целью предостережения собственников и управляющих организаций от допущения нарушений на сайте Службы размещены методические рекомендации по проведению таких собраний, в соответствии с изменениями нормативно правовых актов актуализируется ранее размещенная информация по данным вопросам.

Информация для населения и юридических лиц постоянно актуализируется и размещается на официальном сайте Службы, а также социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте», «Facebook», «Twitter», «Instagram».

Деятельность Службы в 2019 году и последующие годы также будет направлена на защиту прав потребителей путем создания комфортных и безопасных условий для проживания граждан.

На ноябрь 2019 года запланировано проведение совещания в формате ВКС с муниципальными образованиями, управляющими и ресурсоснабжающими организациями, общественностью по вопросам подготовки к ОЗП и прохождению осенне-зимнего периода 2019-2020.

Опубликовано: 24.10.2019 10:19        Обновлено: 24.10.2019 10:19