Размер:
Цвет:

Осуществление контроля за расходами

Об осуществлении контроля за расходами

Правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего соответствующую должность, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходу данного лица и его супруги (супруга) определены Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Закон № 230-ФЗ).

Так, частью 2 статьи 3, частью 3 статьи 6, частью 6 статьи 5 Закона
№ 230-ФЗ к полномочиям субъекта Российской Федерации отнесены:

определение в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации порядка и сроков представления сведений о расходах;

наделение государственного органа (подразделения государственного органа либо должностного лица, указанного органа, ответственного за профилактику коррупции) полномочиями по осуществлению контроля за расходами;

определение порядка принятия решения об осуществлении контроля за расходами.

В силу части 3 статьи 4, части 3 статьи 5 Закона № 230-ФЗ определены полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации либо уполномоченного им должностного лица:

принимать решение об осуществлении контроля за расходами;

уведомлять должностное лицо о принятом решении об осуществлении контроля за расходами.

С учетом указанных норм Закона № 230-ФЗ внесены соответствующие изменения в Закон автономного округа от 25.09.2008
№ 86-оз «О мерах по противодействию коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон № 86-оз), приняты соответствующие постановления Губернатора автономного округа.

Частью 3.1 статьи 2 Закона № 86-оз Губернатор автономного округа наделен полномочием по определению порядка принятия решения об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих государственные должности автономного округа (за исключением депутатов Думы автономного округа, мировых судей), муниципальные должности, должности государственной гражданской службы автономного округа или должности муниципальной службы в автономном округе, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Статьей 9.1 Закона № 86-оз определены: обязанность должностных лиц представлять сведения о расходах, полномочия Губернатора автономного округа по определению органа государственной власти автономного округа (подразделение либо должностное лицо указанного органа, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) осуществляющего контроль за расходами, о лицах уполномоченных на принятие решений об осуществлении контроля за расходами, ответственность за непредставление сведения о расходах либо представление заведомо недостоверные или неполные сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Постановлением Губернатора автономного округа от 27.11.2013
№ 137 определен порядок принятия решения об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих государственные должности автономного округа (за исключением депутатов Думы автономного округа, мировых судей), муниципальные должности, должности государственной гражданской службы автономного округа или должности муниципальной службы в автономном округе, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – Порядок).

Так, в соответствии с пунктом 2 Порядка основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами является достаточная информация о том, что данным лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Указанная информация в письменной форме может быть представлена в установленном порядке, в том числе: правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления.

Согласно пункту 4 Порядка решение об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих муниципальные должности, должности государственной гражданской службы автономного округа или должности муниципальной службы в автономном округе, принимается руководителем Аппарата Губернатора – заместителем Губернатора автономного округа отдельно в отношении каждого такого лица и оформляется в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня поступления соответствующей информации.

Пунктом 2.9 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 14.04.2015 № 179 «О реализации прокурорами полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», и об организации прокурорского надзора за исполнением данного Федерального закона»
(далее – Приказ № 179) прокурорам субъектов Российской Федерации предписано при получении сведений об обстоятельствах, указанных в части 1 статьи 4 Закона № 230-ФЗ, и их подтверждении незамедлительно направлять соответствующую информацию лицам, уполномоченным на принятие решения об осуществлении контроля за расходами.

Принимая во внимание нормы, определяющие в качестве лиц, уполномоченных в автономном округе на принятие решения об осуществлении контроля за расходами Губернатора автономного округа и руководителя Аппарата Губернатора – заместителя Губернатора автономного округа, направление информации о выявлении обстоятельств, указанных в части 1 статьи 4 Закона № 230-ФЗ, с учетом требований части 1 статьи 4 Закона № 230-ФЗ и пункта 2.9 Приказа № 179 должна направляться в адрес вышеуказанных должностных лиц.

В соответствии с мнением министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Минтруда), изложенным в письме  от 23.012.2014 № 18-2/3059621-35 (со ссылкой на Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 (далее – Указ № 1065) основанием для осуществления контроля за расходами могут являться представленные сведения о расходах, вызывающие сомнения в их достоверности.

Достаточность информации предполагает наличие совокупности данных, свидетельствующих о несоответствии (например, несоответствие стоимости покупки) представленных служащим сведений фактическим обстоятельствам. Как правило, достаточная информация, являющаяся основанием для начала проверки, содержится в различных документах (их копиях), отражающих, например, действительное имущественное положение служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Если при проведении анализа представленных сведений подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом кадровой службы, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) кадровой службы государственного органа выявлены обстоятельства, позволяющие усомниться в достоверности данных сведений, инициирование проведения проверки является обоснованным.

Аналогичная позиция изложена на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации (адрес ссылки: https://genproc.gov.ru/citizens/faq/)

Какие критерии применяются для признания информации достаточной при принятии решения об осуществлении контроля за расходами?

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 230-ФЗ основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 Закона № 230-ФЗ, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является достаточная информация о том, что данным лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

При этом, такая информация в письменной форме может быть представлена в установленном порядке органами, организациями и должностными лицами, перечисленными в части 1 статьи 4 Закона № 230-ФЗ.

В случае получения таких данных из внешних источников, на наш взгляд, такая информация должна содержать, как минимум, сведения, позволяющие идентифицировать должностное лицо, в отношении которого она направлена и приобретенное им имущество.

Принятию решения о проведении контроля за расходами должен предшествовать анализ кадровым подразделением представленных служащим справок о доходах, расходах за 3 года, а также приложенных к ним копий документов, являющихся законным основанием для возникновения права на вышеуказанное имущество.

При этом, наличие достаточности должно определяться в каждом случае индивидуально к сложившейся ситуации.

Так, само по себе заполнение раздела 2 справки о доходах, расходах не дает основание для принятия такого решения, поскольку этот раздел может быть заполнен ошибочно, либо служащим в иных разделах такой справки (раздел 1 – о доходах, раздел 6 – об обязательствах имущественного характера) могут быть отражены сведения, объясняющие соответствие расходов доходам.

В частности, например, кредитные обязательства в раздел 1 справки не включаются, но их следует учитывать при определении такого соответствия.

С другой стороны, незаполнение раздела 2 при одновременном указании приобретенного имущества и источников средств в иных разделах само по себе также не нельзя рассматривать как достаточность для принятия решения о контроле за расходами.

Ключевым параметром достаточности, на наш взгляд, является выявление несоответствия указанных в справках за соответствующие периоды сведений о полученных доходах, под которыми в данном случае следует понимать любые средства, приобретенные законным путем.

Также следует иметь ввиду, что главной целью контроля за расходами является проверка достоверности и полноты представленных сведений (пункт 2 части 4 статьи 4 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ). Поэтому имеющаяся информация о сокрытии приобретенных объектов имущества, об очевидной занижении стоимости такого имущества либо о завышении (фиктивном получении) сумм доходов также указывает на несоответствие доходов расходам и может служить основанием для осуществления контроля за расходами.

При таких обстоятельствах в ходе контроля за расходами следует максимально критично оценивать достоверность сведений об источнике получения средств, направленных в последующем на приобретение имущества.

Опубликовано: 09.01.2020 10:54        Обновлено: 09.01.2020 10:54