Размер:
Цвет:

Отчет о результатах деятельности Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2017 год

Отчет

О результатах деятельности Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2017 год

Контроль и надзор – два важнейших метода государственного регулирования предпринимательской деятельности, направленные на предупреждение нарушения прав, пресечение таких нарушений, наказание виновных, ликвидацию правовой неграмотности.

В рамках полномочий Служба осуществляет 4 функции по государственному контролю (надзору) и одну функцию по переданным полномочиям Российской Федерации:

1.     Региональный государственный жилищный надзор (далее – жилищный надзор);

2.     Государственный контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – лицензионный контроль)

3.     Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ    «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

4.     Региональный государственный строительный надзор (далее – строительный надзор).

5.     Переданные полномочия Российской Федерации по контролю за соблюдением органами местного самоуправления автономного округа законодательства о градостроительной деятельности.

Оказывает 2 государственные услуги, из них:

1.     Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.

2. Выдача заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

За отчетный период 2017 года Службой рассмотрено обращений – 9 817, из них:

- 7 144 обращения граждан, это на 10% меньше в сравнении с аналогичным периодом 2016 года (7852 обращение);

- 2 673 обращений юридических лиц (ЮЛ), количество обращений увеличилось на 49,4%.

В том числе:

- по жилищному надзору и лицензионному контролю – 6 973 граждан и 1 621 ЮЛ, из них:

- по лицензионному контролю (5 252 обращения граждан и 1 349 ЮЛ) и жилищному надзору (1 721 обращений граждан и 272 ЮЛ) всего рассмотрено обращений - 8 594 обращения, что на 5% меньше в сравнении    с 2016 годом.

- строительному надзору- 54 граждан и 932 ЮЛ (всего – 986);

- долевому строительству – 32 граждан и 1 ЮЛ;

- градостроительной деятельности – 85 граждан и 116 ЮЛ.

- проведено проверок – 7 394, что на 16% меньше в сравнении  с аналогичным периодом 2016 года (8 789);

- выявлено нарушений 10 072, что на 13,2% меньше в сравнении  с аналогичным периодом 2016 года (11 592);

- составлено протоколов – 850 ед., что на 42,6% больше чем в 2016 году (596);

- вынесено постановлений – 754 ед.,

- наложено административных штрафов на общую сумму – 37 442,0 тысяч рублей, что на 19% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года;

- выдано исполнительных документов – 7 446 ед., что на 25,4% меньше чем в 2016 году (9 971), в том числе:

- актов – 5 558;

- предписаний – 1 816, доля исполненных предписаний составляет 91%;

- предостережений – 72;

- выдано заключений о соответствии объекта капитального строительства нормам и правилам – 1 197 ед., что на 48,5% больше в сравнении с аналогичным периодом 2016 года (791);

- принято участие в 215 судебных заседаниях.

В рамках осуществления жилищного надзора и лицензионного контроля Службой в 2017 году рассмотрено 8 594 обращения, что на 5% меньше в сравнении с 2016 годом, из них:

– 6 973 граждан (на 9% меньше в сравнении с 2016 годом – 7 651 обращение) и 1 621 ЮЛ (на 27,8% больше в сравнении с 2016 годом).

- по лицензионному контролю (5252 обращения граждан и 1349 ЮЛ) и жилищному надзору (1 721 обращений граждан и 272 ЮЛ).

Основное количество обращений это:

- по техническому обслуживанию и содержанию жилищного фонда – 3 135

(по жилищному надзору – 631, по лицензионному контролю – 2 504);

- по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги – 2141

(по жилищному надзору – 403, по лицензионному контролю – 1 738);

- по строительному браку – 169

(по жилищному надзору – 94, по лицензионному контролю – 75);

- о непригодности для проживания, аварийности или сносе -158

(по жилищному надзору – 101, по лицензионному контролю – 57).

На каждое обращение дан исчерпывающий ответ, после проведения мероприятия по контролю. Так по 4 723 обращениям даны разъяснения и по 2 249 обращениям проведены мероприятия по контролю, в том числе по жилищному надзору 640 проверок, по лицензионному контролю 1 609 проверок.    

Особое внимание Служба уделяет вопросам перерасчета гражданам размера платы за жилищные и коммунальные услуги.

По итогам работы сумма произведенного перерасчета в сторону уменьшения за отчетный период 2017 год составляет 13 055, 759 тыс. рублей, в 2015 – 10 269,0 тыс. рублей, в 2016 - 11 372,0 тыс. рубля.

Уменьшилось количество проверок по жилищному и лицензионному контролю на 26,2%. Соответственно, снизилась и доля выявленных нарушений на 28,3% по оплате за ЖКУ, и на 80,3% по качеству предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Больше всего нарушений было выявлено в г. Нижневартовске – 1 301, Нижевартовском районе – 1 421, в г. Ханты-Мансийске - 878.

Так, за период с 2015 по 2017 год наметилась тенденция к снижению числа обращений. Снизилась количество обращений по оплате за жилищно-коммунальные услуги на 1,6%, по строительным дефектам - на 18,8%, по нарушениям ПиН ТЭЖФ - на 1%.

Снижению количества обращений, проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей способствовала большая разъяснительная и информационная работа проведенная специалистами Службы с председателями советов многоквартирных домов, членами общественных советов по вопросам ЖКХ муниципальных

образований, управляющими организациями и другими заинтересованными представителями.

Осуществлялось информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством:

- проведения семинаров и конференций;

- разъяснительной работы в средствах массовой информации;

- распространения комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования;

- направления рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения новых обязательных требований.

Проведения указанных мероприятий, также были направлены на профилактику нарушений обязательных требований в рамках контроль-надзорной деятельности.

В 2017 году Службой организовано и проведено 6 рабочих совещаний с участием общественников, представителей управляющих компаний, администраций муниципальных образований, ресурсоснабжающих организаций, расчетно-кассовых центров. Совещания проведены в 14-ти муниципальных образованиях (9 городских округов и 5 муниципальных районов) и 4 семинара с общественными советами по вопросам ЖКХ и председателями советов многоквартирных домов.

Представители Службы приняли участие в рабочей встрече Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Н.В. Комаровой с управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, на которой рассматривалось взаимодействие управляющих компаний с субъектами общественного жилищного контроля различного уровня в решении вопросов управления многоквартирными домами.

Также руководитель Службы принял участие в рабочих встречах заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры         Г.В. Максимовой в г. Пыть-Ях, пгт. Талинка, г. Урае, г. Нижневартовске, г. Сургуте, г. Нефтеюганске с представителями общественных советов по вопросам ЖКХ, председателями советов многоквартирных домов, а также с активными гражданами в формате обсуждения изменений законодательства в сфере ЖКХ и осуществлении личного приема граждан.

Сотрудники Службы приняли участие в 29 выездных приемных по приему и информированию граждан по вопросам ЖКХ с участием представителей прокуратуры округа, органов местного самоуправления, представителей управляющих организаций.

Также Служба инициировала работу муниципальных образований, управляющих организаций по вопросу создания советов многоквартирных домов. По состоянию на отчетный период 2017 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры создано 4052 совета МКД, что составляет 40% от количества МКД. Данная работа продолжается.

То есть у каждого гражданина, жителя МКД есть возможность решать, возникающие вопросы, касающиеся непосредственно их дома, микрорайона, города, поселка.

Основными задачами жилищного надзора и лицензионного контроля являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, установленных Жилищным кодексом РФ обеспечивающих защиту прав потребителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Одной из основных форм контрольно-надзорной деятельности являются проверки, под которыми понимается комплекс действий уполномоченных на то лиц, направленных на установление исполнения хозяйствующими субъектами норм законодательства, выявление правонарушений, их пресечение и применение санкций .

За отчетный период должностными лицами Службы и судами в рамках жилищного надзора вынесено 223 постановления и лицензионного контроля 166 постановлений. Всего в 2017 году вынесено 389 постановлений о привлечении лиц к административной ответственности, на сумму 16 687,0 тыс. рублей.

Практика показывает, что более 90% предписаний обслуживающими организациями исполняются в срок. Объем выполненных работ по предписаниям Службы является основным критерием оценки эффективности.

За отчетный период из 1 200 предписаний, выданных юридическим лицам за нарушения обязательных требований, 94 предписания (или 7%) обжаловалось в Арбитражном суде ХМАО-Югры. Из 1 200 предписаний, 7 предписаний отменено судом, что составляет всего 0,5%.

Наиболее часто организациями, осуществляющими управление МКД, оспариваются следующие результаты проверок:

- перерасчет (возврат) размера платы за электрическую энергию, ХВС, ГВС на общедомовые нужды потребителям многоквартирных домов;

- о перерасчете платы за техническое обслуживание, за содержание и ремонт абонентам многоквартирных домов исходя из стоимости, утвержденной протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирных домов.

В 2017 на территории Югры предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляли 276 лицензиатов, в том числе 8 индивидуальных предпринимателей, что составляет 100% от числа организаций, имеющих лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории автономного округа.

С начала 2017 года за получением лицензии на осуществление предпринимательской деятельности обратились 28 организаций (в 2016 – 38 организаций), и 3 управляющие организации – с заявлениями о переоформлении лицензии в связи с реорганизацией управляющих организаций и изменением реквизитов организации.

В результате, по решению постоянно действующей лицензионной комиссии для обеспечения деятельности Службы по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в автономном округе в 2017 году выдано 39 лицензий (в 2016 году – 30 лицензий), в том числе 8 лицензий по заявлениям, поступившим в конце 2016 года. Вследствие реорганизаций управляющих организаций в 2017 году прекращено действие лицензий в 3 управляющих организациях (в 2016 году прекращено действие 4 лицензий по заявлениям лицензиатов о прекращении вида деятельности).

За весь период оказания государственной услуги лицензионной комиссией отказано в предоставлении лицензий 28 организациям, по причине нарушения требований к Стандарту раскрытия информации. При повторном обращении 25 организациям лицензии на осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами были выданы, 3 организации в последующем в Службу не обращались.

Случаев аннулирования лицензий судами за весь период лицензирования на территории автономного округа не было, что свидетельствует об отсутствии на рынке управляющих компаний жилищно-коммунального хозяйства неблагонадежных игроков.

За отчетный период 2017 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в реестре поднадзорных объектов числится        2 906 объектов капитального строительства.

В 2017 году произошло увеличение количества поднадзорных объектов капитального строительства на 57,5% (2016 год – 1 671) в сравнении с аналогичным периодом 2016 года.

Службой в текущем году по региональному строительному надзору проведено 3 898 проверок, что на 77,8% больше в сравнении с 2016 годом из них:

- по извещению о начале строительства – 1 020 проверок;

- в соответствии с программой проверок – 1 207 проверок;

- по извещению о сроках завершения выполненных работ – 53 проверки;

- по извещению об устранении нарушений (предписания) – 403 проверки;

- по исполнению предписания – 125 проверок;

- по извещению об окончании строительства – 1 084;

- по согласованию с прокуратурой, в связи с поступившим обращением – 7 проверок.

В ходе проверок выявлено 4 516 нарушений, что на 3,7% меньше в сравнении с аналогичным периодом 2016 года. По предписаниям Службы устранено 2 929 нарушений.

Для устранения нарушений требований законодательства, норм и правил, проектной документации выдано 596 предписаний, что на 27% больше в сравнении с аналогичным периодом 2016 года (469 предписаний).

Выдано 3 856 актов. Составлено 307 протоколов, увеличение в сравнении 2016 годом составило 85,4% (2016 год – 195).

Вынесено 282 постановления по делам об административных нарушениях. Наложено штрафов за нарушения градостроительного законодательства в сумме 16 979,0 тыс. рублей.

Службой в 2017 году выдано 1 197 заключений о соответствии построенных, реконструированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее – ЗОС), что на 66% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В среднем в месяц выдается по 100 ЗОС. Выдано 12 решений об отказе в выдаче ЗОС.

Увеличение нагрузки связано с тем, что объекты 3 и 4 класса опасности перешли из юрисдикции государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в юрисдикцию государственного регионального строительного надзора субъектов Российской Федерации.

Кроме того в ходе проверок по строительному надзору проведено 381 обследование лабораторных испытаний, а именно:

1.     Измерение толщины декоративных, лакокрасочных и других видов покрытий на ферромагнитном и неферромагнитном основании (от 0 до 15 мм) - 1

2.     Определение теплопроводности строительных и теплоизоляционных материалов (твёрдых, волокнистых, сыпучих) в т. ч. в полевых условиях - 4

3.     Измерение параметров окружающей среды: температуры, влажности, скорости движения воздуха - 16

4.     Определение прочности бетона массивных монолитных конструкций (фундаментные плиты, плиты перекрытия, колонны, диафрагмы, ригели) ультразвуковым методом - 273

5.     Определение прочности бетона массивных монолитных конструкций (фундаментные плиты, плиты перекрытия, колонны, диафрагмы, ригели) методом отрыва со скалыванием, методом скалывания ребра - 5

6.     Определение прочности бетона свай ультразвуковым методом - 2

7.     Определение прочности бетона штучных мелких изделий (прогоны, перемычки и т. п.) ультразвуковым методом - 28

8.     Определение прочности кирпича - 34

9.     Измерение толщины защитного слоя бетона в ж/б конструкциях - 6

В целях защиты прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства Службой осуществляется ведение реестра пострадавших граждан в соответствии с Приказом Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан».

В реестр пострадавших граждан на отчетную дату включены сведения о 130 гражданах по 9 проблемным объектам капитального строительства.

В 2017 году число застройщиков составляет - 72 застройщика/149 объектов; общее количество действующих заключенных договоров – 5 004 на общую сумму обязательств - 26 851 млн. рублей.

Также с начала текущего года Службой выдано 38 заключений и 20 отказов о соответствии застройщика и проектной декларации статьям 20 и 21 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Отказы в соответствии с требованиями действующего законодательства направляются в органы государственной регистрации. Ни один из отказов в выдаче указанного заключения застройщиками оспорен не был.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года № 147-р «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации» разработаны целевые модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации». Из 7 видов регионального контроля (надзора), 4 относятся к полномочиям Службы, в том числе:

- осуществление регионального государственного жилищного надзора;

- осуществление лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

- осуществление регионального государственного строительного надзора;

- контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.

В целях реализации контрольно-надзорных мероприятий с учетом риск-ориентированного подхода Службой разработаны Перечни показателей оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности по 4 видам контроля (надзора) по компетенции Службы.

Риск-ориентированный подход в деятельности Службы является очень важным, так как он позволит выявить все факторы риска еще до того как они могли бы реализоваться. Кроме того - это применение новых технологий с использованием информационных систем, мониторинг объектов по категориям опасности, проведение мероприятий по информированию заинтересованных сторон.

Деятельность Службы в 2018 году и последующие годы также будет направлена на защиту прав потребителей путем создания комфортных и безопасных условий для проживания граждан. Обеспечение реализации на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры государственной жилищной политики, создание условий для осуществления гражданами права на жилище и улучшение качества предоставляемых населению жилищных, коммунальных услуг и содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в жилищно-коммунальной сфере и строительстве.

В рамках предоставленных полномочий Служба по всем случаям нарушений требований действующего законодательства принимает соответствующие меры, а именно: привлекает виновных лиц к административной ответственности, направляет материалы проверок в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования по факту нарушения органами местного самоуправления требований действующего законодательства.

Опубликовано: 19.01.2018 16:30        Обновлено: 15.02.2018 17:08