Размер:
Цвет:

Отчет о результатах деятельности Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2018 года

Доклад

«О результатах деятельности Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2018 год»

Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба) является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по государственному региональному надзору в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства, градостроительной деятельности, энергосбережения в соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.06.2012 года № 216-п.

Основными задачами контроля и надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, установленных законодательством российской Федерации.

         Контрольно-надзорная деятельность осуществляется посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, систематического наблюдения за исполнением обязательных требований.

         В 2018 году на Службу возложены дополнительные новые полномочия.

Вступил в силу с 1 июля 2018 года Федеральный закон № 175-ФЗ, который значительно расширил перечень информации, которая должна быть размещена застройщиком и контролирующим органов в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС). Мониторинг раскрываемой информации.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ внесены изменения в статью 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации. С учетом, внесенных изменений Служба прогнозирует увеличение количества обращений физических и юридических лиц о самовольном строительстве или реконструкции объектов капитального строительства и ранее не поднадзорных объектов, строящихся по разрешениям на строительство, в том числе на объекты, для которых не требуется получение разрешения на строительство.

Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ возложен контроль за обоснованностью размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2018    № 1090 добавлены новые лицензионные требования в том числе, контроль в части наличия у управляющей организации задолженности перед ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальные услуги.

В соответствии с изменениями в ч. 1.1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, с января 2018 года управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и иные потребительские кооперативы   обязаны направить подлинники решений и протоколы общего собрания собственников в Службу.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре осуществляется реализация приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

Основными целями (задачами) реформы являются:

повышение эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности путем снижения нагрузки на бизнес при проведении контрольных мероприятий, внедрение риск-ориентированного подхода, проведение профилактических мероприятий;

комплексный подход при планировании и осуществлении контрольно-надзорных полномочий, автоматизация контрольно-надзорной деятельности, формирование комплексной оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе по сферам деятельности.

В целях реализации данной программы и перехода на риск-ориентированную модель при отдельных видах госконтроля, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 года № 806 был утверждён перечень видов контроля, при которых такой подход осуществляется с 1 января 2018 года, а именно:

- региональный государственный жилищный надзор (далее – жилищный надзор);

- государственный контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – лицензионный контроль)

- государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

- региональный государственный строительный надзор (далее – строительный надзор).

В этой связи Службой разработана и внедрена в работу методика оценки результативности и эффективности контрольной деятельности.

По результатам проведенного анализа деятельности Службы эффективность составляет:

- по жилищному надзору - 90%;

- по лицензионному контролю - 89%;

- по строительному надзору - 93%.

Жилищный надзор и лицензионный контроль

В 2018 году Службой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обследовано 12 миллионов 738 тыс. кв. метров общей площади жилых домов в том числе, по жилищному надзору – 1023,98 тыс. кв. м., по лицензионному контролю – 11705, 24 тыс. кв. м.

Количество обследованных жилых домов составило 2 344 ед.

         Обследования проводились в 118 населенных пунктах автономного округа.

         Всего проведено 3 015 мероприятий по контролю. Все мероприятия внеплановые, из них: выездных проверок 2 111 (жилищный надзор – 453, лицензионный – 1 658). Документарных проверок – 904 (жилищный надзор – 194, лицензионный контроль – 710).

Обследований проведено в 2018 году 784.

         При обследовании выявлено всего 3082 нарушения в сфере жилищного законодательства. По жилищному надзору выявлено 472 нарушения, устранено 439, что составляет 93%. По лицензионному контролю выявлено 2 610 нарушений, устранено 2 453 нарушения, что составляет 94%.

         По обращению муниципальных образований, юридических лиц и граждан для признания непригодными для проживания обследовано 235 жилых домов, это на 8,5% меньше в сравнении с 2017 годом.

В рамках осуществления жилищного надзора и лицензионного контроля Службой в 2018 году рассмотрено 7230 обращений, что на 16% меньше в сравнении с 2017 годом (8 594 обращения), из них:

– 6 168 обращений граждан (на 11,5 % меньше в сравнении с 2017 годом –         6 973 обращения) и 1 062 ЮЛ (на 35,1% меньше в сравнении с 2017 годом –     1 637).

- по лицензионному контролю – 4 922 обращения граждан и 815 обращений ЮЛ и жилищному надзору – 1 246 обращений граждан и 247 ЮЛ.

                Основное количество обращений это:

- по техническому обслуживанию и содержанию жилищного фонда – 2 635   (-15,9%)

(по жилищному надзору – 343, по лицензионному контролю – 2 292);

- по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги – 1 842 (-14%)

(по жилищному надзору – 305, по лицензионному контролю – 1 537);

- по строительному браку – 141 (-16,6%);

(по жилищному надзору – 70, по лицензионному контролю – 71);

- о непригодности для проживания, аварийности или сносе – 291 (+84%)

(по жилищному надзору – 129, по лицензионному контролю – 162);

- другие – 399 по жилищному надзору; 860 по лицензионному контролю.

На каждое обращение дан исчерпывающий ответ, после проведения мероприятия по контролю. Так по 4 906 обращениям даны разъяснения и по 2 124 обращениям граждан проведены мероприятия по контролю (-5,6%), в том числе по жилищному надзору 455 проверок, по лицензионному контролю 1 669 проверок.    

         За период с 2016 по 2018 год наметилась тенденция к снижению числа обращений. В 2018 году по жилищному надзору и лицензионному контролю рассмотрено обращений 5 968, что на 14,4 % меньше, чем в 2017 году           (6 972).

Вследствие чего, снизилось количество проведенных Службой проверок. В 2018 году проведено 3015 проверок, что на 13% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (3466).

         Особое внимание Служба уделяет вопросам правомерности начисления и определения платы за жилищные и коммунальные услуги.  С требованием о произведении перерасчета платы за коммунальные услуги Службой в 2017 году выдано 220 предписаний, в 2018 году 162 предписания.

По итогам работы сумма произведенного перерасчета в сторону уменьшения в 2017 год перерасчет составляет 13 055 759 рублей. В 2018 году – 9 211 673 рубля.

Снижению количества нарушений способствует разъяснительная и информационная работа, которую проводит Служба с председателями советов многоквартирных домов, членами общественных советов по вопросам жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований, управляющими организациями и ресурсоснабжающими организациями.

Систематически осуществляется информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований и внесение изменений в законодательство.

        Кроме того Службой организовано и проведено 16 рабочих совещаний в муниципальных образованиях автономного округа с участием членов общественных советов, активных граждан, представителей управляющих компаний и администраций муниципальных образований об изменениях законодательства в сфере регулирования управления многоквартирными домами.

Специалисты Службы приняли участие в 34 выездной комиссии по информированию граждан по вопросам ЖКХ с участием представителей прокуратуры округа, органов местного самоуправления, представителей управляющих организаций.

За отчетный период должностными лицами Службы и судами в рамках жилищного надзора вынесено 136 постановлений и лицензионного контроля 137 постановлений. Всего в 2018 году вынесено 273 постановления о привлечении лиц к административной ответственности, что на 29% меньше в сравнении с 2017 годом, на сумму 7 986,1 тыс. рублей. Взыскано – 7 589,5 тыс. руб., что составляет 95% от предъявленных.

Практика показывает, что более 90% предписаний обслуживающими организациями исполняются в срок. Объем выполненных работ по предписаниям Службы является основным критерием оценки эффективности.

За отчетный период из 938 предписаний, выданных юридическим лицам за нарушения обязательных требований, 70 предписания (или 7%) обжаловалось в Арбитражном суде ХМАО-Югры. Из 938 предписаний, 6 предписаний отменено судом, что составляет всего 0,6%.

Всего за 2018 год арбитражным судом с участием Службы принято 242 судебных акта, что на 15,2% больше в сравнении с аналогичным периодом 2017 года (210 актов), из которых 10 судебных актов принято не в пользу Службы, что на 57% меньше в сравнении с 2017 годом (23 акта).

В рамках подготовки к ОЗП 2018-2019 годов специалисты Службы приняли участие в проверках, организованных территориальными прокуратурами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Территориальными отделами инспектирования Службы проведено 48 проверок в отношении управляющих организаций автономного округа, ТСЖ. Обследовано более 300 многоквартирных домов.

В ходе проверок выявлено 132 нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, из них:

неисправное состояние конструкций вентиляционных шахт, входных дверей в подъезды жилых домов, самозакрывающихся устройств (пружины, доводчики) на дверях лестничных клеток и дверях входных групп подъездов жилых домов. Неисправное состояние кровельного покрытия, разрушение межпанельных швов (в «панельных» домах), разрушение отмостки, сколы кровельного материла на домах со скатной кровлей, выполненной из асбестоцементных листов.

Материалы проверок направлены в органы прокуратуры, которые по результатам проверок возбудили дела об административных правонарушениях.

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

В рамках контрольно-надзорных функций Служба оказывает государственную услугу «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами», что является наличием административного барьера для субъектов предпринимательской деятельности, имеющих намерения осуществлять или осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

За последние годы на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства наблюдается тенденция увеличения количества управляющих организаций (лицензиатов).

В динамике с 01.05.2015 года количество лицензиатов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, сложилось следующим образом:

Год

Количество организаций (лицензиатов), осуществляющих управление многоквартирными домами

Доля управляющих организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами

всего

в том числе ИП


с 01.05.2015

217

7

100

2016

247

7

100

2017

276

8

100

2018

285

9

100

В 2018 году на территории автономного округа  285 управляющих организаций имеют лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе 9 индивидуальных предпринимателей. Из них 229 осуществляли деятельность по управлению многоквартирными домами.

За последние годы на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства наблюдается тенденция увеличения количества управляющих организаций (лицензиатов).

С начала 2018 года за получением лицензии на осуществление предпринимательской деятельности обратились 35 организаций.

В январе-декабре 2018 года Службой выдано 52 квалификационных аттестата.

С заявлениями о переоформлении лицензии в связи с переименованием организации и изменением юридического адреса обратилось 29 управляющих организаций.

Поступило 3 заявления от управляющих организаций в связи с реорганизацией в форме преобразования или слияния, 16 заявлений - о прекращении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Службой в 2018 году направлено 38 исковых заявлений в суд об аннулировании лицензий.

Службой ведется реестр лицензий, в который вносится информация о многоквартирных домах управляемых лицензиатами.

В соответствии с изменениями в ч. 1.1 ст. 46 Жилищного кодекса, с января 2018 года управляющие компании и ТСЖ направили в Службу 3 392 подлинника решений и протоколов общих собраний собственников МКД, это почти в 3 раза больше в сравнении с аналогичным периодом 2017 года    (1 200 протоколов).

Кроме того, Службой проводятся мероприятия по выполнению лицензиатами требований о размещении информации на официальном сайте для раскрытия информации.

В отчетном периоде 2018 года в ГИС ЖКХ направлено лицензиатами 4227 заявок на внесение изменений в реестр лицензий. По результатам рассмотрения заявлений о внесении изменений в реестр лицензий субъектов РФ и заявок в реестре  на размещение информации о домах в ГИС ЖКХ было подтверждено 3803 заявки (или 90,0 % от общего числа направленных заявок).

Информация по вопросу формирования фонда капитального ремонта за 2018 год

По состоянию на конец текущего года в автономном округе количество многоквартирных домов, собственники которых формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, составляет 247 единиц. Из них в 56 домах владельцем счетов является региональный оператор, собственники помещений в 78 домах выбрали владельцем специального счета ТСЖ, и в 113 домах, владельцем счета является УК.

Жилищный кодекс, до внесения изменений от 29 июня 2015 года, не предусматривал возможность собственников выбрать в качестве владельца специального счета управляющую организацию. С внесением указанных изменений за последние годы собственники все чаще выбирают управляющую организацию в качестве владельца специального счета.

По итогам 2018 года количество домов, владельцем счетов которых являются управляющие организации, увеличилось до 113. Тогда как в 2016 году собственники 10 МКД реализовали решение о выборе управляющей организации в качестве владельца специального счета. В 2017 году число домов, собственники помещений в которых, выбрали владельцем специального счета управляющую организацию, составило 36.

Всего в окружной программе капитального ремонта на сегодняшний день находится 6192 дома, таким образом, порядка 4% домов формируют фонд капитального ремонта на специальном счете.

Служба ведет реестр уведомлений о выбранном собственниками способе формирования фонда капитального ремонта, а также реестр специальных счетов. Подтверждает заявки владельцев специальных счетов в системе ГИС ЖКХ о принятых решениях собственников по формированию фонда капитального ремонта.

В 2018 году рассмотрено 195 заявок, направленных в ГИС ЖКХ на подтверждение решения и 24 заявки на подтверждение счета.

По итогам года 11 юридических лиц привлечены к административной ответственности за не предоставление или несвоевременное предоставления сведений о поступлении взносов на специальные счета по капитальному ремонту по ст. 19.7 КоАП РФ.

Информация по ВДГО

На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляют деятельность 19 газораспределительных организаций в том числе, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее – ГРО).

За отчетный период 2018 года в Службу поступило 5 уведомлений о начале предпринимательской деятельности по ВДГО и ВКГО.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2017 года № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» служба осуществляла контроль за заключением договоров на техническое обслуживание ВДГО и ВКГО в многоквартирных жилых домах.

Всего по состоянию на 01.01.2019 года по информации муниципальных образований на территории автономного округа находятся 9 882 многоквартирных дома и 19 721 индивидуальный жилой дом с природным газом.

Количество газифицированных квартир и индивидуальных жилых домов, оборудованных газовыми баллонами, составляет 14 438 ед.

В ходе рейдов с сотрудниками, МЧС, ОВД и органами опеки и попечительства обследовано жилых зданий 4 175, и 10 722 квартиры. Задействовано личного состава 1 407 человек, техники 329 ед.

В 2 537 квартир не был обеспечен доступ, из них 2 472 – отсутствовали пользователи, 65 – отказ в доступе.

Выявлено 240 нарушений по газовому оборудованию, в том числе несвоевременная замена приборов учета, несвоевременное обслуживание ВДГО и ВКГО. В ходе мероприятий устранено 227 нарушений.

В настоящее время Службой совместно с ГРО проводится работа по 100% заключению договоров с абонентами на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования.

Также специалистами Службы в ходе рабочих встреч, семинаров с управляющими компаниями и гражданами даны разъяснения о необходимости заключению договоров на техническое обслуживание ВДГО и ВКГО.

Информация о результатах определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов

        В 2018 году выдано 69 ЗОС объектов жилищного строительства (56 жилых домов), из них, получивших класс энергетической эффективности в разбивке по классам:

Класс энергетической эффективности

2018 год

2017 год

А++

-

-

А+

5 (5)

7

А

12 (12)

16

B+

7

6

В

28 (30)

32

C+

2

2

С

15 (9)

17

ИТОГО

69 (56)

81

Установленные и подтвержденные класс энергетической эффективности МКД в рамках осуществления жилищного надзора отсутствуют.   Всего на территории автономного округа расположено 19 335 МКД.

Региональный государственный строительный надзор

За отчетный период 2018 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в реестре поднадзорных объектов числится 2 938 объектов капитального строительства, что на 11% больше в сравнении с прошлым годом (2 906). В 2018 году к 1067 объектам применен риск-ориентированный подход, их них:

- высокий риск – 85 объектов;

- значительный риск – 28 объектов;

- умеренный риск – 954 объекта.

К объектам высокого риска относятся объекты нефтяных месторождений.

Службой в текущем году по региональному строительному надзору проведено 4 158 проверок, что на 6,6% больше в сравнении с 2017 годом        (3 898 проверок), из них:

- по извещению о начале строительства –1 080 проверок, что на 5,8% больше в сравнении с 2017 годом (1 020 проверок);

- в соответствии с программой проверок – 1 348 проверок, что на 11,7% больше в сравнении с 2017 годом (1 207 проверок);

- по извещению о сроках завершения выполненных работ – 51 проверки, что на 3,8% меньше с аналогичны периодом прошлого года            (53 проверки);

- по извещению об устранении нарушений (предписания) – 478 поверки, что на 18,6% больше (2017 год – 403 проверки);

- по исполнению предписания – 111 проверок, что на 25 проверок;

- по извещению об окончании строительства – 1068 проверок           (2017 год – 1 084);

- по согласованию с прокуратурой, в связи с поступившим обращением – 22 проверки, в 2017 году – 7 проверок.

В ходе проверок выявлено 3 983 нарушения, что на 11,9% меньше в сравнении с аналогичным периодом 2017 года (4 516 нарушений).

По предписаниям Службы устранено 2 901 нарушение.

Для устранения нарушений требований законодательства, норм и правил, проектной документации выдано 664 предписания, что на 11,4% больше в сравнении с аналогичным периодом 2017 года (596 предписаний).

Выдано 4 116 актов, что на 6,7% больше в сравнении с 2017 годом         (3 856 актов). Составлено 292 протокола, уменьшение в сравнении 2017 годом составило 4,9% (2017 год – 307).

Вынесено 223 постановления по делам об административных нарушениях, что на 21% меньше с аналогичным периодом прошлого года (282 постановления). Наложено штрафов за нарушения градостроительного законодательства в сумме 7 377,5 тыс. рублей.

Службой в 2018 году выдано 1 033 заключений о соответствии построенных, реконструированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее – ЗОС), что на 13,8% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (1 198 ЗОС).

В среднем в месяц выдается по 86 ЗОС. Выдано 2 решения об отказе в выдаче ЗОС, в 2017 году – 12 решений.

Увеличение нагрузки связано с тем, что объекты 3 и 4 класса опасности перешли из юрисдикции государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в юрисдикцию государственного регионального строительного надзора субъектов Российской Федерации.

К таким объектам на территории автономного округа относятся объекты обустройства месторождений нефти в состав, которых входят: высоконапорные и низконапорные водоводы, образующие централизованную систему заводнения пластов кустов скважин; системы внутри промысловых нефтегазопроводов; нефтепроводы, участвующие в технологическом процессе другого опасного производственного объекта; блочно - модульные газотурбинные станции суммарной мощностью 7,5 МВт; станции кислородные блочные ТАкдК 0,018 и т.д.

Застройщиками данных объектов на территории автономного округа являются ОАО «Лукойл - Западная Сибирь», ОАО «Сургутнефтегаз» и другие.

В рамках осуществления строительного надзора рассмотрено 939 обращений, что на 4,8% меньше в сравнении с прошлым периодом (2017 год – 986 обращений), из них 39 обращения граждан (2017 год – 54) , 900 обращений юридических лиц (2017 год – 932).

Руководство Службы приняло участие в 38 ВКС социально значимых объектах капитального строительства.

Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости

В соответствии с Приказом Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан», а также в целях защиты прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства Службой ведется Реестр пострадавших граждан.

В реестр пострадавших граждан на текущую дату включены сведения о 141 гражданине по 8 проблемным объектам капитального строительства.

В 2018 году число застройщиков составляет - 61 застройщик/117 объектов; общее количество действующих заключенных договоров – 5 292 на общую сумму обязательств – 25 774 млн. рублей.

С начала текущего года Службой выдано 16 заключений и 32 отказа о соответствии застройщика и проектной декларации статьям 20 и 21 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и       о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Отказы в соответствии с требованиями действующего законодательства направляются в органы государственной регистрации. Ни один из отказов в выдаче указанного заключения застройщиками оспорен не был.

В целях разъяснения действующего законодательства в области долевого строительства, законодательства о несостоятельности (банкротстве), а также для принятия от граждан заявлений о включении сведений о них в реестр пострадавших граждан Службой организовываются и проводятся выездные личные приёмы граждан.

Службой в 2018 году в отношении застройщиков, осуществляющих долевое строительство на территории автономного округа, проведено 125 мероприятий по контролю без взаимодействия с подконтрольными лицами. Из них проведено 58 мероприятий по контролю обследования сайтов застройщиков на предмет размещения информации предусмотренной законодательством об участии в долевом строительстве и 67 мероприятий по контролю на предмет размещения застройщиками информации в единой информационной системе жилищного строительства соответствующей информации.

За отчетный период рассмотрено 37 обращений граждан по вопросам долевого строительства. Проведена 31 проверка, в 3 раза больше в сравнении с прошлым годом (11 проверок), из них:

- 2 плановые проверки;

- 7 по обращениям;

- 22 по проверке предписаний.

Проведено 240 проверок отчетности застройщиков, которые привлекают денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов.

Выдано 31 актов, 20 предписаний.

Составлено 144 протокола, что на 69% больше в сравнении с 2017 годом (85 протоколов), из них 75 по результатам рассмотрения ежеквартальной отчетности застройщиков. Вынесено 91 постановление.

Выдано 58 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Проведен мониторинг сайта «Наш дом Р.Ф.». По итогам обследования составлено 67 актов.

Контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности

Данный вид контроля осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Соблюдение установленного законодательством о градостроительной деятельности порядка выдачи разрешений на строительство и порядка выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию (далее также – разрешений) оставалось одним из основных направлений контроля в 2018 году.

В 2018 году проведено 19 проверок, в том числе 7 – плановых и 12 – внеплановых.

В ходе указанных проверок проверен порядок выдачи 80 разрешений на строительство и 81 разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.

Проверен порядок подготовки и утверждения изменений в документы территориального планирования в одном муниципальном образовании автономного округа.

Соответствие градостроительному законодательству административных регламентов предоставления муниципальных услуг по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства проверено в 5 муниципальных образованиях.

         Выявлено 23 нарушения, выдано 27 исполнительных документов, из них 19 актов, 8 предписаний.

Рассмотрено 250 обращений, из них граждан 89, юридических лиц 125.

Деятельность подведомственного Службе Автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление государственной экспертизы проектной документации и ценообразования в строительстве» (далее – Учреждение)

В 2018 году по результатам проведения государственной экспертизы общее количество утверждённых заключений составило 316.

На официальном сайте Учреждения функционируют сервисы, с помощью которых заявитель может:

− получить замечания экспертов по объектам капитального строительства и оперативно направить откорректированную по указанным замечаниям документацию;

− записаться на приём к руководителю Учреждения;

− записаться на приём для подачи документов;

− подать обращение в интернет-приёмную Учреждения;

− задать вопрос эксперту;

– проверить текущий статус своего заявления и получить подробную информацию о ходе оказания услуги по номеру заявления.

Выдаваемые в электронном виде заключения государственной экспертизы подписываются электронными цифровыми подписями экспертов Учреждения.

На базе Учреждения создана передвижная лаборатория по исследованию объектов капитального строительства неразрушающим методом.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации свидетельство об аттестации выдано № 03А140192 от 04 мая 2018 года (взамен свидетельства об аттестации № 03А140039 от 21 июля 2015 года).

Лаборатория аттестована на следующие методы контроля:

– ультразвуковая дефектоскопия, ультразвуковая толщинометрия;

– тепловой;

– визуальный и измерительный.

Лабораторией осуществляется контроль, при котором не должна быть нарушена пригодность технических устройств, зданий и сооружений к применению и эксплуатации.

Набор и виды испытаний уточняются в зависимости от объекта контроля и целей исследования.

Лаборатория является мобильной. Учреждение располагает транспортным средством «ГАЗель». Транспортное средство также используется в целях перевозки сотрудников лаборатории.

За 2018 год лабораторией оказана государственная работа «Проведение экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов в рамках государственного строительного надзора». Выдано 455 заключений, из них:

1.     Определение прочности бетона массивных монолитных конструкций (фундаментные плиты, плиты перекрытия, колонны, диафрагмы, ригели) ультразвуковым методом – 292 заключения

2.     Определение прочности кирпича – 47 заключений

3.     Измерение параметров окружающей среды: температуры, влажности, скорости движения воздуха – 64 заключения

4.     Тепловизионная съёмка ограждающих конструкций здания – 25 заключений

5.     Измерение толщины защитного слоя бетона в ж/б конструкциях – 11 заключений

6.     Определение прочности бетона свай ультразвуковым методом – 4 заключения

7.     Определение прочности бетона штучных мелких изделий (прогоны, перемычки и т. п.) ультразвуковым методом – 3 заключения

8.     Измерение усилия вырывания фасадного анкера (крепежная система вентилируемого фасада) – 3 заключение

9.     Измерение уровня шума – 2 заключения

10. Определение прочности бетона массивных монолитных конструкций (фундаментные плиты, плиты перекрытия, колонны, диафрагмы, ригели) методом упругого отскока – 2 заключения

11. Определение прочности бетона штучных мелких изделий (прогоны, перемычки и т. п.) методом упругого отскока – 2 заключения

Службой жилищного и строительного надзора

автономного округа в 2018 году:

Интенсивность и результативность контрольно-надзорной деятельности Службы жилищного и строительного надзора автономного округа находится стабильно на высоком уровне.

Согласно отчетности по осуществлению государственного контроля (надзора) за период 2017 года и 2018 года были получены следующие основные результаты:

          За отчетный период 2018 года Службой рассмотрено обращений – 8 420, это на 14,2% меньше, чем в 2017 году (9 817 обращений) из них:

- 6 333обращения граждан, это на 11,4% меньше в сравнении с аналогичным периодом 2017 года (7144 обращения);

- 2 087 обращений юридических лиц (ЮЛ), количество обращений уменьшилось на 22%.

В том числе:

- по жилищному надзору и лицензионному контролю – 6 168 граждан и 1 062 ЮЛ, из них:

- по лицензионному контролю (4 922 обращения граждан и 815 ЮЛ) и жилищному надзору (1 246 обращений граждан и 247 ЮЛ) всего рассмотрено обращений - 7 230 обращений, что на 16% меньше в сравнении    с 2017 годом.

- строительному надзору- 39 граждан и 900 ЮЛ (всего – 939);

- долевому строительству – 37 граждан;

- градостроительной деятельности – 89 граждан и 125 ЮЛ.

- проведено проверок – 7 223, что на 2,3% меньше в сравнении с аналогичным периодом 2017 года (7 394);

- Обследований проведено в 2018 году 784, что на 60% меньше в сравнении с 2017 годом (1 961);

- проведено 125 мероприятий по контролю без взаимодействия с подконтрольными лицами;

- выявлено нарушений 7 108, что на 29,5% меньше в сравнении с аналогичным периодом 2017 года (10 072);

- составлено протоколов – 659 ед., что на 22,5% меньше чем в 2017 году (850);

- вынесено постановлений – 490 ед.,

- наложено административных штрафов на общую сумму – 19 115 тысяч рублей, что на 49% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года;

- выдано исполнительных документов – 7 446 ед., что на 25,4% меньше чем в 2016 году (9 971), в том числе:

- актов – 7 266;

- предписаний – 1 630, доля исполненных предписаний составляет 92%;

- предостережений – 58;

- выдано заключений о соответствии объекта капитального строительства нормам и правилам – 1 033 ед., что на 13,8% меньше в сравнении                      с аналогичным периодом 2017 года (1 197);

- принято участие в 263 судебных заседаниях.

За 2018 год должностными лицами Службы и судами всего вынесено 490 постановление на сумму 19 млн. 115 тыс. рублей, в том числе:

- по жилищному надзору вынесено 136 постановлений, на сумму 1 млн. 604 тыс. рублей;

- по лицензионному контролю вынесено 137 постановлений, на сумму 6 млн. 950 тыс. 100 рублей;

- по строительному надзору вынесено 217 постановлений, на сумму 11 млн. 128 тыс. 900 рублей.

Должностные лица Службы представляют интересы органа исполнительной власти в судебных органах.

Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры вынесено 284 судебных акта, где заинтересованным лицом выступала Служба, из которых 10 судебных актов принято не в пользу Службы, что составляет 3,8 % от общего количества рассмотренных судебных дел. Из них 9 вступили в законную силу (6 решений - в рамках осуществления регионального жилищного надзора и 3 решения – в рамках регионального государственного строительного надзора), также по 6 судебным заседаниям о привлечении юридических лиц к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.19.5 КоАП РФ принято решение ограничиться устным замечаниям.

В 2018 году Служба была привлечена к судебным заседаниям в качестве:

- третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований в 76 судебных спорах;

- истца в 102 судебных спорах;

- ответчика в 85 судебных спорах.

В 2018 году Служба приняла участие в подготовке 12 правовых актов и издала 10 нормативно-правовых приказов.

В рамках обеспечения требований антитеррористической защищенности в ходе проверок многоквартирных жилых домов уделяется особое внимание осмотру мест общего пользования.

В отчетном периоде 2018 года Службой в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий на территории округа обследовано 2186 МКД. Нарушений по содержанию чердачных и подвальных помещений в МКД не выявлено. Все помещения закрыты, ключи находятся в управляющих компаниях и у старших по дому.

Кроме того представителями управляющих компаний, совместно с должностными лицами администраций городских и сельских поселений, при участии сотрудников ОМВД России также проводятся проверки общедомового имущества МКД.

В целях эффективности осуществления государственного регионального контроля (надзора) проводились заседания Коллегии Службы.

В 2018 году проведено 11 заседаний Общественного совета.

На заседаниях обсуждались отчеты о результатах деятельности Губернатора автономного округа, Правительства автономного округа, Службы жилищного и строительного надзора автономного округа, вопросы антикоррупционной направленности и другие в сфере деятельности Службы.

В 2018 году Службой ежеквартально проводились публичные обсуждения правоприменительной практики, в которых приняли участие представители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их подведомственных учреждений, управляющие организации, застройщики.

Государственные гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы, соответствуют квалификационным требованиям. Все имеют высшее профессиональное образование по направлению деятельности. В течение 2018 года квалификацию повысили 26 государственных гражданских служащих на курсах повышения квалификации, в объеме 36-120 часов.

В 2018 году средняя нагрузка на 1 инспектора Службы жилищного и строительного надзора автономного округа составила 93 контрольных мероприятий.

Основным критерием оценки эффективности Службы является количество исполненных предписаний.  Доля исполненных предписаний стабильно на протяжении 3-х лет составляет от 90% до 94%.

         Выводы:

Анализ проделанной работы показывает, что Службой ведется планомерная, стабильная работа по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с требованиями федерального законодательства. При проведении проверок должностные лица, прежде всего, акцентируют внимание на предупреждение нарушений, проводят разъяснительную работу по вопросам, касающихся полномочий Службы.

Деятельность Службы в 2019 году и последующие годы также будет направлена на защиту прав потребителей путем создания комфортных и безопасных условий для проживания граждан. Обеспечение реализации на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры государственной жилищной политики, создание условий для осуществления гражданами права на жилище и улучшение качества предоставляемых населению жилищных, коммунальных услуг и содействие укреплению законности и предупреждению

Обзор обращений, рассмотренных Службой в 2018 году.

В 2018 году в Службу поступило 8 529 обращение граждан и юридических лиц, это на 12,1% меньше в сравнении с 2017 годом (9 701 обращений). Обращений граждан 6 403 и 2126 обращения юридического лица.

Из числа поступивших 1 286 обращений, направленных из Аппарата губернатора автономного округа, увеличение с прошлым годом (1 059) на 21,4%.

С сайта «РОС ЖКХ» поступило 626 обращений, это на 49,9% меньше в сравнении с 2017 годом (1 249).

Из органов прокуратуры поступило 142 обращения, что на 31,5% меньше в сравнении с прошлым годом (207 обращений) и перенаправленных из других органов исполнительной власти 229 обращений, что на 15,5% меньше с 2017 годом (271 обращение).

Наибольшее количество обращений в 2018 году поступило от граждан, не указавших свой социальный статус 2 911 или 45,4%.

За отчетный период из числа граждан, обозначивших социальный статус, чаще всего обращались семьи с детьми 271 (4,2%), пенсионеры 778 обращений (12,1%), рабочие 260 обращений (4%), инвалиды 294 обращения (4,6%). Обращения льготных категорий граждан составили 24,9%. Остальные категории заявителей не имеют льгот.

Таким образом, по результатам сравнения долей категорий заявителей в общем объеме обращений, в 2018 году отмечается увеличение доли граждан, не указавших свой социальный статус, по отношению к 2017 году на 34,2% (2 169).

При этом, отмечается уменьшение доли обращений семей с детьми на 4,3% по отношению к аналогичному периоду 2017 года (283), пенсионеров на 5,6% (2017 - 824), инвалидов на 35,3% (2017 - 454). По другим категориям заявителей отмечено несущественное перераспределение долей.

За отчетный период юридические лица обращались в основном по вопросам лицензирования, правомерности разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.

          В 2018 году Службой рассмотрено обращений 8 420, это на 14,2% меньше, чем в 2017 году (9 817 обращений) из них:

- 6 333 обращения граждан, это на 11,4% меньше в сравнении с аналогичным периодом 2017 года (7 144 обращения);

- 2 087 обращений юридических лиц (ЮЛ), количество обращений уменьшилось на 22%.

В том числе:

- по жилищному надзору и лицензионному контролю – 6 168 граждан и 1 062 ЮЛ, из них:

- по лицензионному контролю (4 922 обращения граждан и 815 ЮЛ) и жилищному надзору (1 246 обращений граждан и 247 ЮЛ) всего рассмотрено обращений - 7 230 обращений, что на 16% меньше в сравнении    с 2017 годом.

- строительному надзору- 39 граждан и 900 ЮЛ (всего – 939);

- долевому строительству – 37 граждан;

- градостроительной деятельности – 89 граждан и 125 ЮЛ.

                Основное количество обращений это:

- по техническому обслуживанию и содержанию жилищного фонда – 2 435   (-22,3%)

(по жилищному надзору – 343, по лицензионному контролю – 2 092);

- по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги – 1 842 (-14%)

(по жилищному надзору – 305, по лицензионному контролю – 1 537);

- по строительному браку – 141 (-16,6%);

(по жилищному надзору – 40, по лицензионному контролю – 71);

- о непригодности для проживания, аварийности или сносе – 291 (+84%)

(по жилищному надзору – 129, по лицензионному контролю – 162);

- другие – 429 по жилищному надзору; 860 по лицензионному контролю.

На каждое обращение дан исчерпывающий ответ, после проведения мероприятия по контролю. Так по 4 906 обращениям даны разъяснения и по 2 124 обращениям граждан проведены мероприятия по контролю (-5,6%), в том числе по жилищному надзору 455 проверок, по лицензионному контролю 1 669 проверок.    

         Особое внимание Служба уделяет вопросам правомерности начисления и определения платы за жилищные и коммунальные услуги.  С требованием о произведении перерасчета платы за коммунальные услуги Службой в 2017 году выдано 220 предписаний, в 2018 году 162 предписания.

По итогам работы сумма произведенного перерасчета в сторону уменьшения в 2017 год перерасчет составляет 13 055 759 рублей. В 2018 году – 9 211 673 рубля.

       Наибольшее количество жалоб поступило от жителей и юридических лиц г. Сургута, где доля жалоб на ЖКУ в текущем году составляет 29,7% от всех жалоб, рассмотренных в Службе. Доля жалоб в г. Ханты-Мансийске составила 11,1%, г. Нижневартовске – 10,1%, г. Нефтеюганске – 9,9%, г. Нягань – 7,5%.

№ п/п

Наименование муниципального образования

Количество рассмотренных обращений по жилищному надзору и лицензионному контролю в 2018 году

Количество рассмотренных вопросов, содержащихся в обращениях

Количество рассмотренных обращений

1

г. Ханты-Мансийск

1112

687

2

Ханты-Мансийский район

92

32

3

г. Сургут

2 548

1 831

4

Сургутский район

545

274

5

г. Когалым

143

122

6

г. Нижневартовск

922

626

7

Нижневартовский район

106

55

8

г. Радужный

202

120

9

г. Нефтеюганск

686

613

10

Нефтеюганский район

126

45

11

г. Пыть-Ях

274

178

12

г. Нягань

332

465

13

г. Югорск

147

93

14

Советский район

243

154

15

Октябрьский район

127

96

16

г. Мегион

265

253

17

г. Лангепас

170

88

18

г. Покачи

71

16

19

г. Урай

223

186

20

Кондинский район

255

86

21

Белоярский район

114

82

22

Березовский район

80

66


Итого

8 783

6 168

Количество обращений граждан, рассмотренных в территориальных отделах инспектирования и отделах аппарата Службы:

Наименование отдела инспектирования

Рассмотренные

Проведено личных приемов

Березовский отдел

150

0

Мегионский отдел

359

0

Нефтеюганский отдел

718

0

Нижневартовский отдел

795

12

Няганский отдел

624

17

Сургутский отдел

1918

5

Урайский отдел

272

0

Ханты-Мансийский отдел

735

3

Отдел УК и ТСЖ

457

-

Отдел обращений

179

-

Отдел долевого строительства

37

-

Отдел градостроительства

89

-


6 333

37

Автономным учреждением «Центр «Открытый регион» в Службе открыт личный кабинет «горячей телефонной линии».

В 2018 году на «горячую телефонную линию» поступило 1 012 обращений жителей Югры, это на 30,2% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (1 448 обращений).

В среднем за месяц специалистами Службы рассматривается по 702 обращения граждан и юридических лиц.

Установлен график личного приема граждан в Службе и во всех 8 территориальных отделах инспектирования. Личный прием проводят                руководитель Службы и заместители руководителя Службы – начальники территориальных отделов инспектирования. Организованы выездные приемы граждан непосредственно в поселениях округа. За 12 месяцев 2018 года на личном приеме принято 53 жителя Югры.

Так за период с 2017 по 2018 год наметилась тенденция к снижению числа обращений. В 2018 году по жилищному надзору и лицензионному контролю рассмотрено обращений 5 968, что на 14,4 % меньше, чем в 2017 году (6 972).

Вследствие чего, снизилось количество проведенных Службой проверок. В 2018 году проведено 3015 проверок, что на 13% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (3466).

Снижению количества обращений, проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей способствовала большая разъяснительная и информационная работа проведенная специалистами Службы с председателями советов многоквартирных домов, членами общественных советов по вопросам ЖКХ муниципальных образований, управляющими организациями и ресурсоснабжающими организациями.

В течение 2018 года осуществлялось информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством:

- проведения семинаров и конференций - 16;

- разъяснительной работы в средствах массовой информации - 4;

- распространения комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования (пресс-релизы) - 42;

Проведения указанных мероприятий, также были направлены на профилактику нарушений обязательных требований в рамках контрольно-надзорной деятельности.

Опубликовано: 12.02.2019 12:08        Обновлено: 04.03.2019 10:59