Размер:
Цвет:

Отчет о результатах деятельности Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2019 год

Отчет

«О результатах деятельности Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2019 год».

Формирование и реализацию государственной политики в сфере строительства и ЖКХ осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба) является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по государственному региональному надзору в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства, градостроительной деятельности, энергосбережения в соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.06.2012 года № 216-п.

В рамках полномочий Служба осуществляет 4 функции по государственному контролю (надзору) и одну функцию по переданным полномочиям Российской Федерации.

1.     Региональный государственный жилищный надзор (далее – жилищный надзор);

2.     Государственный контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – лицензионный контроль)

3.     Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года                       № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

4.     Региональный государственный строительный надзор (далее – строительный надзор).

5.     Переданные полномочия Российской Федерации по контролю за соблюдением органами местного самоуправления автономного округа законодательства о градостроительной деятельности.

Оказывает 2 государственные услуги, из них:

1.     Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.

     2. Выдача заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Основными задачами контроля и надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, установленных законодательством российской Федерации.

         Контрольно-надзорная деятельность осуществляется посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, систематического наблюдения за исполнением обязательных требований.

Жилищный надзор и лицензионный контроль

В 2019 году Службой обследовано 3036 жилых домов общей площадью 16 миллионов 17 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, что на 25,7% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

         Всего проведено 3 662 мероприятия по контролю, что на 21,5% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (по жилищному надзору – 964 мероприятия, по лицензионному контролю - 2 698). Кроме того, проведено 386 обследований жилищного фонда, из них 215 обследований жилых помещений, по признанию их непригодными для проживания.

         В отчетном периоде проведено 1 338 документарных проверок и 2 324 документарных проверок.

         В ходе контрольно-надзорных мероприятий выявлено всего 3 547 нарушений в сфере жилищного законодательства, что на 15,1% больше чем в 2018 году. По жилищному надзору выявлено 617 нарушений, по лицензионному контролю – 2 930 нарушений.

         В рамках осуществления жилищного надзора и лицензионного контроля Службой в 2019 году рассмотрено 7 174 обращения граждан, что на 16,3% больше в сравнении с 2018 годом и 1 731 обращение юридических лиц, что больше на 76,6% с аналогичным периодом прошлого года.

                Тематика обращений делится на следующие виды:

- по техническому обслуживанию и содержанию жилищного фонда – 2 643 обращения (больше на 0,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года), в том числе: по жилищному надзору – 617 ед., по лицензионному контролю – 2 026 ед.;

- по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги – 2 545 обращений (больше на 38,2%), в том числе: по жилищному надзору – 593 ед., по лицензионному контролю – 1 952 ед.;

- по дефектам строительства – 183 обращения (больше на 29,8%), в том числе: по жилищному надзору – 137 ед., по лицензионному контролю – 46 ед.;

- по непригодности для проживания, аварийности или сносе – 220 обращений (меньше на 24,4%), в том числе: по жилищному надзору – 126 ед., по лицензионному контролю – 94 ед.;

- по нарушениям правил эксплуатации ВДГО – 9 обращений;

- по вопросам энергосбережения – 54 обращения;

- по другим вопросам в сфере ЖКХ – 1 520 обращений, в том числе: по жилищному надзору – 650 ед.; по лицензионному контролю – 870 ед.

По итогам рассмотрения обращений, в том числе проведения мероприятий по контролю на каждое обращение дан исчерпывающий ответ (разъяснения). По 2 630 обращениям проведены мероприятия по контролю (больше на 23,8%), в том числе по жилищному надзору 684 проверки, по лицензионному контролю 1 946 проверок.    

Особое внимание Служба уделяет вопросам перерасчета гражданам размера платы за жилищные и коммунальные услуги.   По итогам контрольных мероприятий в 2019 года выдано 255 предписаний в адрес управляющих организаций для устранения выявленных нарушений в части перерасчета размера оплаты за коммунальные услуги.

В результате сумма произведенного перерасчета, в сторону уменьшения, за отчетный период составила 14 миллионов 14 тысяч 468 рублей, что на 52% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (9 211 673 рубля).

Всего 2019 году Службой составлено 3 807 актов, выдано 1 281 предписание для устранения выявленных нарушений, 15,3% из которых оспариваются в судах. Из 84 оспариваемых предписаниях на отчетный период вступили в законную силу 65 предписаний или 78%.

Из общего количества, рассмотренных в 2019 году судебных дел о признании незаконными предписания Службы, 11 решений принято не в пользу Службы (предписания признаны незаконными и неподлежащими исполнению), что составляет 0,1% от общего количества выданных предписаний.

Вынесено 218 постановлений о привлечении лиц к административной ответственности, на сумму 16 миллионов 950 тыс. рублей (больше на 112,2% в сравнении с прошлым годом).

Всего Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с участием Службы принято 253 судебных актов, из которых 22 судебных актов принято не в пользу Службы, что составляет 8,6 % от количества рассмотренных судебных дел.

За 2019 год Служба была привлечена к судебным заседаниям в качестве:

- третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований в 60 судебных спорах;

- истца в 102 судебных спорах;

- ответчика в 136 судебных спорах.

В рамках подготовки к ОЗП 2019-2020 годов специалисты Службы приняли участие в проверках, организованных территориальными прокуратурами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Территориальными отделами инспектирования Службы проведено 34 проверки в отношении управляющих организаций автономного округа, ТСЖ.

Обследовано 408 многоквартирных домов, выявлено 744 нарушения. Материалы проверок направлены в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.

В 2019 году проведены проверки в отношении 41 управляющей организации и 4 проверки специализированных организаций, осуществляющих техническое обслуживание внутридомового (ВДГО) и внутриквартирного (ВКГО) газового оборудования.

В ходе мероприятий обследовано 512 многоквартирных газифицированных домов. Выявлено 140 нарушений. Основные нарушения: ненадлежащая организация технического обслуживания дымовых и вентиляционных каналов, не заключены договоры на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования абонентов со специализированными организациями, а также нарушение срока проведения плановых работ.

В целях обеспечения безопасной эксплуатации и устранения фактов ненадлежащего содержания ВДГО и ВКГО материалы проверок направлены в Прокуратуру автономного округа для принятия мер прокурорского реагирования. Вынесено 51 представление, возбуждено 10 производств об административных правонарушениях, объявлено 4 предостережения о недопустимости нарушения закона.

Службой разработан Порядок действий в случае, если собственником (нанимателем) жилого помещения не заключен договор обслуживания внутридомового газового оборудования (ВКГО) и (либо) не обеспечен допуск специализированной организации для проведения работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) ВКГО газового оборудования.

 

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

За 12 месяцев 2019 года выдано лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами 28 управляющим организациям, в аналогичном периоде 2018 – 25 лицензий. Отказов в предоставлении лицензий в текущем периоде нет. В отчетном периоде текущего года прекращено действие 15 лицензий в связи с прекращением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в аналогичном периоде 2018 года прекращено действие 5 лицензий.

С начала 2019 года 10 управляющих организаций обратились с заявлениями о переоформлении лицензии в связи с переименованием организации и изменением юридического адреса.

В соответствии со статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из лицензионных требований является наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата. Так, в результате успешной сдачи квалификационного экзамена за 12 месяцев 2019 года Службой выдано 63 (в аналогичном периоде 2018 года – 34) квалификационных аттестата.

Информация по осуществлению лицензионного контроля в установленной сфере деятельности размещается на официальном сайте Службы в разделах «Лицензирование», «Информация о проверках», а также в разделе «Мониторинг состояния и развития конкурентной среды» в установленные планом мероприятий («дорожной картой») сроки.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2014
№ 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - ГИС ЖКХ) и приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр «Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» (далее – реестр) Службой проводятся мероприятия по выполнению лицензиатами требований о размещении информации на официальном сайте для раскрытия информации, предусмотренной частью 2 статьи 198 ЖК РФ.

В итоге за 12 месяцев 2019 года посредством ГИС ЖКХ было направлено 3941 заявки на внесение изменений в реестр лицензий автономного округа, из которых 3253 заявки (или 82,5% от общего числа направленных заявок) Службой подтверждены, 162 заявки (или 1,7%) отклонены, 526 заявок по тем или иным причинам лицензиатами были отозваны.

Рассмотрение заявок посредством ГИС ЖКХ при условии размещения лицензиатами полной и достоверной информации о многоквартирном доме упрощает процедуру внесения изменений в реестр лицензий субъектов РФ, чем снижает административные барьеры.

В целях обеспечения развития рынка услуг жилищно-коммунальной сферы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, предусматривающего реализацию законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации в 2019 году Службой проведены мероприятия, направленные на информирование граждан об их правах и обязанностях.

Так специалисты Службы приняли участие в 29 выездных комиссиях по информированию граждан по вопросам ЖКХ с участием представителей прокуратуры округа, органов местного самоуправления, представителей управляющих организаций.

Также в 2019 года Службой жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проведены кустовые семинары-совещания с управляющими и ресурсоснабжающими организациями по вопросам изменения действующего законодательства в сфере ЖКХ во всех 22 муниципальных образованиях автономного округа.

В ходе проведенных совещаний даны разъяснения на все интересующие вопросы по изменению действующего законодательства           в сфере ЖКХ.

Кроме того специалисты Службы дают разъяснения в рамках полномочий, по вопросам ЖКХ.

В разделе «Дистанционная школа ЖКХ» в 2019 году для граждан размещена памятка по проведению общего собрания собственников, для практического применения размещены примеры заполненных бланков голосований, протокола общего собрания.

Информация об изменениях в жилищном законодательстве размещается на официальном сайте Службы в разделе «Информация для населения».

Региональный государственный строительный надзор

За отчетный период 2019 года на территории Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в реестре надзорных объектов состоят 3073 объекта капитального строительства, из них 1 852 объекта, которые относятся к следующим категориям риска:

-высокая категория риск - 214 ед.;

-значительная категория риска- 42 ед.;

-умеренная категория риска- 1 596 ед.

В рамках осуществления строительного надзора, проведено 4309 проверок объектов капитального строительства, что на 3,6% больше в сравнении с прошлым годом.

В ходе проверок выявлено 4092 нарушения, что на 2,7% больше чем в 2018 году.

По предписаниям устранено 3240 нарушений.

Для устранения выявленных нарушений выдано 562 предписания. Составлено 239 протоколов.

Рассмотрено 69 обращений граждан, 823 обращения юридических лиц.

Службой в 2019 году выдано 1041 заключение о соответствии построенных, реконструированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее – ЗОС), что на 10,1% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Руководство Службы приняло участие в 16 ВКС, на которых рассматривались вопросы строительства социально значимых объектов капитального строительства.

Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости

С 27.06.2019 в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 30.12.2004 №214-ФЗ, вместо реестра пострадавших граждан ведется единый реестр проблемных объектов.

Осуществляют долевое строительство - 48 застройщиков / 89 поднадзорных объектов долевого строительства.

Общее количество действующих заключенных договоров – 5 058 на общую сумму обязательств – 24 млн. 214 тыс. рублей.

С начала текущего года Службой выдано 22 заключения и 3 отказа о соответствии застройщика и проектной декларации статьям 20 и 21 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и       о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Отказы в соответствии с требованиями действующего законодательства направляются в органы государственной регистрации.

Выдано заключений о степени готовности объекта – 25.

За отчетный период рассмотрено 91 обращение граждан по вопросам долевого строительства. Проведено 54 проверки. Выдано 51 акт, 46 предписаний.

Проведено 182 проверки отчетности застройщиков, которые привлекают денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов.

При осуществлении контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, должностными лицами Службы проводится работа по привлечению юридических лиц к административной ответственности.

Так, с начала текущего года вынесено постановлений – 164, из них предупреждений - 69, сумма наложенных штрафов 7 005,0 тыс. руб.

Контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности

Данный вид контроля осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В 2019 году отделом контроля за градостроительной деятельностью муниципальных образований проведено 14 проверок, в том числе 8 – плановых и 6 – внеплановые. В ходе указанных проверок проверен порядок выдачи 72 разрешений на строительство и 74 разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, порядок подготовки и утверждения изменений в документы территориального планирования в двух муниципальных образованиях автономного округа, соответствие градостроительному законодательству административных регламентов предоставления муниципальных услуг по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в 6 муниципальных образованиях.

         Выявлено 104 нарушения, выдано 24 исполнительных документа, из них 14 актов, 10 предписаний. Рассмотрено 262 обращения.

За отчетный период 2019 года Жилстройнадзором Югры

рассмотрено обращений – 10141, что на 20,4 % больше в сравнении с 2018 годом (8420) из них:

- 7425 обращений граждан,

- 2716 обращений юридических лиц (ЮЛ),

- по жилищному надзору и лицензионному контролю – 7174 граждан и 1731 ЮЛ, из них:

- по лицензионному контролю (5041 обращение граждан и 1229 ЮЛ) и жилищному надзору (2133 обращения граждан и 318 ЮЛ) всего рассмотрено обращений - 8905 обращений, что на 23% больше в сравнении с 2018 годом.

- строительному надзору- 68 граждан и 823 ЮЛ (всего – 571);

- долевому строительству – 91 граждан;

- градостроительной деятельности – 92 граждан и 162 ЮЛ.

- наложено административных штрафов на общую сумму – 21 миллион 52 тысячи рублей, что на 30,2% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года;

- выдано исполнительных документов – 6548 ед., что на 3,9% больше чем в 2018 году;

- проведено проверок – 5861 ед., что на 9,6 % больше, чем в 2018 году;

- выдано заключений о соответствии объекта капитального строительства нормам и правилам – 613 ед., что на 10,1% меньше в сравнении с аналогичным периодом 2018 года;

- принято участие в 324 судебных заседаниях.

В целях эффективности осуществления государственного регионального контроля (надзора) проводились заседания Коллегии Службы.

Служба в своей деятельности осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований, с другими органами государственного надзора, общественными организациями, саморегулируемыми организациями, а также другими организациями по вопросам осуществления жилищного и строительного надзора.      

Анализ проделанной работы показывает, что Службой ведется планомерная, стабильная работа по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с требованиями федерального законодательства. При проведении проверок должностные лица, прежде всего, акцентируют внимание на предупреждение нарушений, проводят разъяснительную работу по вопросам, касающихся полномочий Службы.

Опубликовано: 28.04.2020 10:19        Обновлено: 28.04.2020 10:20