Размер:
Цвет:

Отчет о результатах деятельности Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 3 квартал 2020 года

Отчет

«О результатах деятельности Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 1 октября 2020 года».

Формирование и реализацию государственной политики в сфере строительства и ЖКХ осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба) является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по государственному региональному надзору в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства, градостроительной деятельности, энергосбережения в соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.06.2012 года № 216-п.

В рамках полномочий Служба осуществляет 4 функции по государственному контролю (надзору) и одну функцию по переданным полномочиям Российской Федерации.

1.     Региональный государственный жилищный надзор (далее – жилищный надзор);

2.     Государственный контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – лицензионный контроль)

3.     Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

4.     Региональный государственный строительный надзор (далее – строительный надзор).

5.     Переданные полномочия Российской Федерации по контролю за соблюдением органами местного самоуправления автономного округа законодательства о градостроительной деятельности.

Оказывает 2 государственные услуги, из них:

1.     Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.

2. Выдача заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Основными задачами контроля и надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, установленных законодательством российской Федерации.

Контрольно-надзорная деятельность осуществляется посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, систематического наблюдения за исполнением обязательных требований.

Жилищный надзор и лицензионный контроль

В 2020 году Службой обследовано 1088 жилых дома общей площадью 6 миллионов 520 тыс. кв. метров общей площади жилых домов

Всего проведено 1007 мероприятий по контролю, что на 61% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того проведено 389 обследований жилищного фонда.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий выявлено всего 1 347 нарушений в сфере жилищного законодательства, что на 43% меньше чем в 2019 году.

По обращениям муниципальных образований, юридических и физических лиц на предмет признания непригодными для проживания жилых помещений обследовано 47 жилых домов.

В рамках осуществления жилищного надзора и лицензионного контроля Службой в 2020 году рассмотрено 4 313 обращений граждан, что на 15% меньше в сравнении с 2019 годом и 1438 обращений юридических лиц.

                Тематика обращений делится на следующие виды:

- по техническому обслуживанию и содержанию жилищного фонда – 1 426 обращений (меньше на 23% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года), в том числе: по жилищному надзору – 324 ед., по лицензионному контролю – 1102 ед.;

- по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги – 1 248 обращений (меньше на 31%), в том числе: по жилищному надзору – 458 ед., по лицензионному контролю – 790 ед.;

- по дефектам строительства – 106 обращений (меньше на 25%), в том числе: по жилищному надзору – 43 ед., по лицензионному контролю – 63 ед.;

- по непригодности для проживания, аварийности или сносе -102 обращения (меньше на 36%), в том числе: по жилищному надзору – 80 ед., по лицензионному контролю – 22 ед.;

- по другим вопросам в сфере ЖКХ - 1431 обращение, в том числе: по жилищному надзору – 499 ед.; по лицензионному контролю – 632 ед.

После проведения мероприятия по контролю на каждое обращение дан исчерпывающий ответ. Так в отношении 3 572 обращениям даны разъяснения, по 741 обращению проведены мероприятия по контролю, в том числе по жилищному надзору 238 проверок, по лицензионному контролю 503 проверки. Выдано 1012 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными актами.  

Особое внимание Служба уделяет вопросам перерасчета гражданам размера платы за жилищные и коммунальные услуги.   По итогам контрольных мероприятий 2020 года выдано 69 предписаний в адрес управляющих организаций для устранения выявленных нарушений в части перерасчета размера оплаты за коммунальные услуги.

В результате сумма произведенного перерасчета, в сторону уменьшения, за отчетный период составила 3 миллиона 457 тысяч 024 рубля.

Всего в 2020 году вынесено 218 постановлений о привлечении лиц к административной ответственности, на сумму 9 447 тыс. рублей (меньше на 12% в сравнении с прошлым годом).

На основании требований территориальных прокуратур Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Службой проведены выборочные обследования жилых домов по подготовке к отопительному сезону 2020 – 2021 годов.

В рамках полномочий Службы в части лицензионного контроля проведены проверки 54 управляющих организаций, обследовано 155 жилых домов.

В ходе данных мероприятий выявлено 395 нарушений по содержанию общего имущества при подготовке жилого фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2020 - 2021 годов, а именно: отсутствие плотного примыкания входных дверей в места общего пользования, частичное разрушение фасадов, в том числе цоколя, частичное разрушение кровельного покрытия, повреждение полов в тамбуре, в подвале частично отсутствует теплоизоляция сетей отопления, вентиляционных шахт и другие.

Нарушений по выполнению, утвержденных мероприятий по подготовке жилищного фонда к ОЗП 2020-2021 годов не установлено.

По итогам проверок материалы направлены в территориальные прокуратуры.

Поступило 5 постановлений о возбуждении производств об административных правонарушениях.

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

В рамках контрольно-надзорных функций Служба оказывает государственную услугу «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в целях устранения избыточного государственного регулирования, сроки и последовательность административных процедур и административные действия Службы, а также порядок взаимодействия с заявителями, органами власти и организациями при лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории автономного округа, утверждены Приказом Службы от 29.12.2014 № 5-нп «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

За 9 месяцев 2020 года выдано лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами 8 управляющим организациям, в аналогичном периоде 2019 – 18 лицензий. Отказов в предоставлении лицензий в текущем периоде нет. В отчетном периоде текущего года прекращено действие 4 лицензий в связи с прекращением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе 1 лицензия в связи с банкротством управляющей организации, в аналогичном периоде 2019 года прекращено действие 9 лицензий, в том числе 1 лицензия в связи с банкротством.

В итоге на конец отчетного периода на территории округа на рынке жилищно-коммунальных услуг осуществляли деятельность 272 лицензиата, в том числе 7 индивидуальных предпринимателей. Из них 51 лицензиат (или 18,75%) не имеют в управлении многоквартирные дома.

С начала 2020 года 5 управляющих организаций обратились с заявлениями о переоформлении лицензии в связи с переименованием организации и изменением юридического адреса.

В соответствии со статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из лицензионных требований является наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата. Так, в результате успешной сдачи квалификационного экзамена за 9 месяцев 2020 года Службой выдано 164 (в аналогичном периоде 2019 года – 37) квалификационных аттестата. Большое количество экзаменов в 2020 году вызвано окончанием срока действия ранее выданных аттестатов.

Информация по осуществлению лицензионного контроля в установленной сфере деятельности размещается на официальном сайте Службы в разделах «Лицензирование», «Информация о проверках», а также в разделе «Мониторинг состояния и развития конкурентной среды» в установленные планом мероприятий («дорожной картой») сроки.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2014
№ 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - ГИС ЖКХ) и приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр «Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» (далее – реестр) Службой проводятся мероприятия по выполнению лицензиатами требований о размещении информации на официальном сайте для раскрытия информации, предусмотренной частью 2 статьи 198 ЖК РФ.

В итоге за 9 месяцев 2020 года по результатам рассмотрения заявлений лицензиатов о внесении изменений в реестр лицензий субъектов РФ и заявок в реестре на размещение информации о домах в ГИС ЖКХ было направлено 3385 заявок на размещение информации о домах, из которых 2904 заявки (или 85,8 % от общего числа направленных заявок) Службой подтверждены, 61 заявка (или 1,8 %) отклонена, 419 заявок по тем или иным причинам лицензиатами были отозваны, 1 заявка - на рассмотрении.

Рассмотрение заявок посредством ГИС ЖКХ при условии размещения лицензиатами полной и достоверной информации о многоквартирном доме упрощает процедуру внесения изменений в реестр лицензий субъектов РФ, чем снижает административные барьеры.

В целях обеспечения развития рынка услуг жилищно-коммунальной сферы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, предусматривающего реализацию законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации в 2020 году Службой проведены мероприятия, направленные на информирование граждан об их правах и обязанностях, также проведены рабочие встречи совместно с руководителями управляющих организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В ходе данного совещаний даны разъяснения о порядке перехода многоквартирных жилых домов к вновь выбранным управляющим организациям. Руководители и представители органа местного самоуправления получили ответы на интересующие вопросы относительно прав и обязанностей, а также ответственности лиц, нарушающих порядок передачи многоквартирного дома от одной управляющей организации к другой.

Региональный государственный строительный надзор

За отчетный период 2020 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в реестре поднадзорных объектов Службе числится 2 663 объекта капитального строительства на 4,9% меньше (2019 год – 2 799), из них 1 968 объектов, которые относятся к следующим категориям риска:

-высокая категория риск - 265 ед.;

-значительная категория риска-43 ед.;

-умеренная категория риска- 1 660 ед.

Службой, в текущем году, в рамках регионального строительного надзора проведено 2 542 проверки, что на 15,8 % меньше в сравнении с 2019 годом.

В ходе проверок выявлено 2 088 нарушений, что на 6 % меньше            в сравнении с аналогичным периодом 2019 года (2 224). По предписаниям Службы устранено 1 676 нарушений, что на 8% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Составлено 105 административных протоколов, уменьшение в сравнении 2019 годом составило 38% (2018 год – 170).

Службой в 2020 году выдано 493 заключения о соответствии построенных, реконструированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее – ЗОС), что на 19% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Руководство Службы приняло участие в 26 ВКС, на которых рассматривались вопросы строительства социально значимых объектов капитального строительства.

Также Службой проведены кустовые семинары для представителей общественных организаций, действующих в интересах инвалидов, заинтересованных участников строительства о соблюдении обязательных требований по обеспечению доступа инвалидов при осуществлении градостроительной деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В данных семинарах приняли участие представители администраций 22 муниципальных образований автономного округа (в том числе представители департаментов архитектуры и градостроительства МО), 37 представителей застройщиков и 16 представителей общественных организаций.

Презентации по тематике семинара размещены на официальном сайте Службы в разделе «Информация для застройщиков», включая презентацию Службы, АУ ХМАО-Югры «Управление государственной экспертизы проектной документации и ценообразования в строительстве» на тему: «О соблюдении участниками градостроительной деятельности обязательных требований по обеспечению доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при проведении государственной экспертизы проектной документации», а также презентации муниципальных образований и проектных организации по обсуждаемой тематике.

Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости

В единый реестр проблемных объектов включены сведения о 23 проблемных объектах долевого строительства.

В 2020 году осуществляют долевое строительство - 37 застройщиков / 68 объектам долевого строительства, из которых 28 объектов создаются застройщиками с использованием эскроу-счетов.

Общее количество действующих заключенных договоров – 4 783   на общую сумму обязательств – 17 371 млн. рублей.

С начала текущего года Службой выдано 14 заключений и 37 отказов о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частями 1.1 и 2 статьи 3, статьями 3.2, 20 и 21 Федерального закона от 30 декабря 2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных дома и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Отказы в соответствии с требованиями действующего законодательства направляются в органы государственной регистрации. Ни один из отказов в выдаче указанного заключения застройщиками оспорен не был.

За отчетный период рассмотрено 88 обращения граждан по вопросам долевого строительства. Проведено 9 проверок.

В связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Постановление № 438), проведение внеплановых проверок в части осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства приостановлено до 2021 года.

Проведен анализ 58 отчетностей застройщиков, которые привлекают денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов.

Снижение представляемого количества отчетности застройщиков связано с использованием застройщиками эскроу-счетов.

Составлено 100 протокол, из них 48 по результатам анализа информации размещенной застройщиками в единой информационной системе жилищного строительства. Вынесено 52 постановления о привлечении к административной ответственности. Размер наложенных штрафов составил 3 миллиона 655 тысяч рублей.

Представители Службы на постоянной основе участвуют в заседаниях рабочей группы по решению проблем граждан-участников долевого строительства многоквартирных домов, пострадавших от действий (бездействий) застройщиков на территории автономного округа. Принимают участие в судебных процессах по вопросам признания застройщиков несостоятельными (банкротами). Участвуют в заседаниях президиума (штаба) по региональному развитию в Российской Федерации под председательством М.Ш. Хуснуллина, проводимых в формате видеоконференции.

Постоянно взаимодействуют с представителями ППК «Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства», а также Фондом защиты прав граждан-участников долевого строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности

Данный вид контроля осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

За 9 месяцев 2020 года отделом контроля за градостроительной деятельностью муниципальных образований проведено 16 проверок, что на 37,5% больше в сравнении с аналогичным периодом 2019 года, в том числе 8 – плановых и 8 – внеплановых. В ходе указанных проверок проверен порядок выдачи 18 разрешений на строительство и 16 разрешение на ввод объектов в эксплуатацию, соответствие градостроительному законодательству документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории, административных регламентов предоставления муниципальных услуг в сфере градостроительной деятельности в 13 муниципальных образованиях.

Выявлено 83 нарушения. Выдано 27 исполнительных документов, из них 16 актов, 11 предписаний. Рассмотрено 196 обращений, из них граждан - 60, юридических лиц – 125, органов прокуратуры – 11.

За отчетный период 2019 года Жилстройнадзором Югры

рассмотрено обращений – 6539, что на 7 % меньше в сравнении с 2019 годом (7016) из них:

- 4488 обращений граждан,

- 2051 обращений юридических лиц (ЮЛ),

- по лицензионному контролю (2868 обращений граждан и 1058 ЮЛ) и жилищному надзору (1445 обращений граждан и 380 ЮЛ) всего рассмотрено обращений - 5751 обращений, что на 7% меньше в сравнении с 2019 годом.

- строительному надзору- 27 граждан и 477 ЮЛ (всего – 504);

- долевому строительству – 88 граждан;

- градостроительной деятельности – 60 граждан и 136 ЮЛ.

- наложено административных штрафов на общую сумму – 19 миллионов 853 тысячи рублей, что на 6 % меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года;

- выдано исполнительных документов – 5899 ед., что на 10 % меньше чем в 2019 году;

- проведено проверок – 4021 ед., что на 31 % меньше, чем в 2019 году;

- выдано заключений о соответствии объекта капитального строительства нормам и правилам – 493 ед., что на 19 % меньше в сравнении с аналогичным периодом 2019 года;

В целях эффективности осуществления государственного регионального контроля (надзора) проводились заседания Коллегии Службы.

Служба в своей деятельности осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований, с другими органами государственного надзора, общественными организациями, саморегулируемыми организациями, а также другими организациями по вопросам осуществления жилищного и строительного надзора.      

Анализ проделанной работы показывает, что Службой ведется планомерная, стабильная работа по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с требованиями федерального законодательства. При проведении проверок должностные лица, прежде всего, акцентируют внимание на предупреждение нарушений, проводят разъяснительную работу по вопросам, касающихся полномочий Службы.

Опубликовано: 07.12.2020 17:15        Обновлено: 07.12.2020 17:15