Размер:
Цвет:

Протокол рабочего совещания Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с органами муниципального самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам взаимодействия при исполнении полномочий в области градостроительной деятельности.

ПРОТОКОЛ

Рабочего совещания Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с органами муниципального самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам взаимодействия при исполнении полномочий в области градостроительной деятельности.

20 марта 2019                                                                      город Сургут

15 часов 00 минут                       

Место проведения: Россия, Ханты-Мансийский автономный округ, город Сургут, улица Энгельса, 10, кабинет № 219, Администрация Сургутского района.

Присутствовали:

Борздова Н.В. – Заместитель руководителя Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Шутова Т.Н. - Заместитель руководителя - начальник Сургутского отдела инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Лисютин О.В. – Начальник отдела контроля за градостроительной деятельностью муниципальных образований Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Романенко Ю.А. – Старший инспектор отдела контроля за градостроительной деятельностью муниципальных образований Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Калинин Е.Н. - Заместитель начальника Сургутского отдела инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Колчин В.А. - Старший инспектор Сургутского отдела инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Тесля В.С. - Старший инспектор Сургутского отдела инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Кононенко А.А. - Старший инспектор Сургутского отдела инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Беляева Э.М. - Муниципальный жилищный инспектор отдела муниципального контроля администрации Нефтеюганского района;

Субботин Ю.Н. – Председатель комитета градостроительства администрации города Нефтеюганска;

Мельникова Е.А. – И.о. начальника отдела подготовки разрешений в строительстве Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска;

Михеев М.Н. - Главный специалист отдела муниципального земельного контроля Контрольного управления администрации города Сургута;

Гадалин А.В. - Начальник отдела муниципального земельного контроля Контрольного управления администрации города Сургута;

Ануфриева Е.А. – Начальник отдела регулирования земельных отношений Комитета по земельным отношениям администрации города Сургута;

Смычкова Т.И. – Заместитель директора Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сургута;

Навальнев В.Ю. – Начальник отдела по выявлению незаконного строительства Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сургута;

Маркова Ю.В. – Заместитель Главы Сургутского района;

Сафин Р.Т. – Директор Департамента строительства и земельных отношений администрации Сургутского района;

Софьянникова Н.П. – Ведущий специалист отдела муниципального регулирования градостроительной деятельности Департамента строительства и земельных отношений администрации Сургутского района;

                                        

Повестка рабочего совещания:

1.                 Вопросы осуществления Службой жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры регионального государственного строительного надзора за объектами капитального строительства в связи с изменениями законодательства, внесенными в статью 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

2.                 Уведомительный порядок создания объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов.

По 1 вопросу повестки рабочего совещания:

Заместитель руководителя Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Н.В. Борздова проинформировала присутствующих о следующем.

Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) дополнена частью 1.1.

При этом ч. 8 ст. 54 ГрК РФ установлено, Порядок осуществления государственного строительного надзора, включая порядок организации и проведения проверок деятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при осуществлении государственного строительного надзора, устанавливается Правительством Российской Федерации.

По состоянию на текущую дату Правительством Российской Федерации порядок проверок в отношении физических лиц не принят, постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» в соответствие с новыми положениями ст. 54 ГрК РФ, определяющими дополнительный предмет надзора по ч. 6.1 ст. 54 ГрК РФ, в отношении ранее не поднадзорных Службе объектов, не принят.         

В соответствии с изменениями законодательства внеплановая выездная проверка органом государственного строительного надзора может быть проведена в отношении застройщика при наличии оснований, предусмотренных ч. 1.1, пп. б) п. 2 ч. 5 ст. 54 ГрК РФ в рамках установленного ч. 6.1 ст. 54 ГрК РФ предмета такой проверки, результатом которой является Уведомление о выявлении признаков самовольной постройки, предусмотренное ч. 6.2 ст. 54 ГрК РФ, ч. 3 ст. 55_32 ГрК РФ.

Решили:

1. До установления Правительством Российской Федерации Порядка проведения проверок в отношении физических лиц, внесения изменений в Положение о государственном строительном надзоре в Российской Федерации в части положений, определяющих порядок осуществления регионального государственного строительного надзора по предмету надзора, установленному ч. 6.1 ст. 54 ГрК РФ, а также до утверждения Минстроем России формы Уведомления о выявлении самовольной постройки, рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа - Югры:

1.1.осуществлять проверки объектов самовольного строительства в рамках установленных законодательством полномочий по муниципальному земельному контролю;

1.2. в случаях установления фактов строительства, реконструкции объектов капитального строительства без разрешений на строительство, если такое разрешение на строительство требовалось застройщику в соответствии с положениями ст. 51 ГрК РФ либо фактов самовольной эксплуатации объектов капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию, акты проверок муниципального земельного контроля с указанием событий, достаточных для составления протокола об административном правонарушении и привлечения застройщиков, пользователей объекта к ответственности по соответствующим статьям КоАП, направлять в территориальные отделы Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для принятия мер реагирования к субъектам градостроительной деятельности в рамках полномочий.

Срок исполнения: до установления законодательством Российской Федерации соответствующего порядка и утверждения форм документов.

2. Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при поступлении обращений физических и юридических лиц, а также из иных источников по вопросам самовольного   строительства объектов капитального строительства на территории автономного округа осуществляет их рассмотрение в рамках Федеральный закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", при наличии достаточных оснований принимает решение о проведении проверки в случаях, установленных законодательством, в рамках осуществления полномочий по региональному государственному строительному надзору и контролю за градостроительной деятельностью органов местного самоуправления муниципальных образований.

3. В целях оперативного реагирования на поступающие в Службу жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обращения о самовольных постройках, взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры подготовить и направить в органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа примерный Перечень вопросов и документов в области землепользования и застройки, необходимых Службе для всестороннего и объективного рассмотрения таких обращений, принятия последующих управленческих решений, подготовки рекомендаций органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в каждом конкретном случае.

Срок исполнения: до 12.04.2019

4. Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры направить Протокол рабочего совещания и материалы к нему в органы местного самоуправления автономного округа – Югры, разместить настоящий протокол на своем сайте в разделе Деятельность/ Контроль за градостроительной деятельностью.

Срок исполнения: до 08.04.2019

По 2 вопросу повестки рабочего совещания:

Начальник отдела контроля за градостроительной деятельностью муниципальных образований Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры О.В. Лисютин проинформировал присутствующих о новом порядке с 4 августа 2018 года застройки участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), личного подсобного хозяйства, расположенных в границах населённого пункта (ЛПХ), а также участков, предоставленных для садоводства и ведения дачного хозяйства, произошли изменения.

В Службу поступают Уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и Уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, которые анализируются специалистами отдела контроля за градостроительной деятельностью муниципальных образований Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на предмет соответствия требованиям статьи 51.1 и статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В этой связи Службой жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры подготовлена и направлена в муниципальные образования автономного округа информация от 06.03.2019 №27-Исх-1397 для учета в работе о наиболее часто встречающихся случаях неправильного заполнения Уведомлений.

Уведомления о несоответствии ИЖС требованиям законодательства не являются основанием для организации и проведения проверки.

Решили:

1. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа – Югры принять к сведению Информационную справку Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по изменениям законодательства с 4 августа 2018 года, согласно приложению 1 к протоколу рабочего совещания от 20.03.2019.

                                                                                                   

Заместитель руководителя Службы

жилищного и строительного надзора

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры                       Н.В. Борздова

Протокол вела:

Старший инспектор отдела контроля

за градостроительной деятельностью

муниципальных образований Службы

жилищного и строительного надзора

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Романенко Юлия Александровна, 8 (3467) 300-242

Приложение 1.

к протоколу рабочего совещания от 20.03.2019

Информационная справка Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по изменениям законодательства с 4 августа 2018 года.

1. По изменениям, внесенным в ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу положений ч. 1.1 ст. 54 ГрК РФ при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в ч. 1 настоящей статьи , а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки только при наличии оснований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 ч. 5 ст. 54 ГрК РФ.

Вышеуказанные основания для организации органом государственного строительного надзора предполагают, что в обращениях и заявлениях граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с ч. 3 ст. 53 настоящего Кодекса , информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с ч. 3 ст. 53 настоящего Кодекса, из средств массовой информации содержатся сведения о фактах:

- произошедшей аварии,

- нарушений технических регламентов,

-иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе, нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда.

Положениям ч. 6_1, 6_2, 6_3 ст. 54 ГрК РФ установлено следующее.

Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в ч. 1_1 настоящей статьи, являются:

- проверка наличия разрешения на строительство или соответствия объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;

- проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами - в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

Застройщик обязан обеспечить должностным лицам органа государственного строительного надзора доступ в объекты капитального строительства в целях проведения соответствующей проверки по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного строительного надзора о назначении соответствующей проверки.

В случае, если по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55_32 настоящего Кодекса федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства – Министерством строительства Российской Федерации (далее – Минстрой России, Уведомление о выявлении самовольной постройки) (ч. 3 ст. 55_32 ГрК РФ).

Такая форма Уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки Минстроем России на текущую дату не утверждены.

Результаты проведенной проверки, указанные в ч. 6_2 настоящей статьи, могут быть обжалованы застройщиком в судебном порядке.

Застройщиком, согласно положениям ч. 16) ст. 1 ГрК РФ, является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.

2. С 4 августа 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 340-ФЗ), которым введены новые правила сноса объектов капитального строительства.

В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения в числе прочих относятся вопросы, касающиеся использования земель на территории городского, сельского поселения, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным Кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений. Соответственно, в целях защиты интересов муниципального образования и населения поселения Администрация муниципального образования (далее – Администрация) при выявлении самовольно возведенной постройки, создающей потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан, вправе обратиться в суд с иском о сносе такой постройки.

Частью 1 статьи 55.30 ГрК РФ установлено, что снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо на основании решения суда или органа местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 55.32 ГрК РФ правом выявлять незаконные постройки наделены исполнительные органы государственной власти в сфере:

1.       государственного строительного надзора;

2.       государственного земельного надзора;

3.       государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;

4.       государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

5.       государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;

6.       федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и подведомственных государственных учреждений.

Помимо этого, такое право предоставлено должностным лицам государственных учреждений, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющимся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, а также органам местного самоуправления, осуществляющим муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

При выявлении самовольно возведенной постройки или нецелевого использования земельного участка указанные выше органы должны направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в орган местного самоуправления муниципального района. Это уведомление должно быть рассмотрено в течение 20 рабочих дней, и по результатам рассмотрения уполномоченный орган выполняет одно из следующих действий.

1. Примет решение о сносе самовольной постройки, если она:

¾              возведена или создана на земельном участке, на который нет правоустанавливающих документов. При этом необходимость наличия таких документов должна быть установлена законом на дату начала строительства объекта;

¾              возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.

2. Примет решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, если:

¾              она возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта;

¾              в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство. Необходимость наличия этого разрешения должна быть установлена законом на дату начала строительства такого объекта.

3. Обратится в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

4. Направит уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.

Стоит обратить внимание на то, что такие решения не могут быть приняты в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, когда сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации) (далее – ГК РФ).

Вместе с тем органы местного самоуправления не могут принять решение о сносе самовольной постройки либо о приведении ее в соответствие с установленными требованиями в отношении:

1.            Объекта недвижимого имущества, если право собственности на него зарегистрировано в ЕГРН;

2.            Объекта недвижимого имущества, если ранее суд принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе данной самовольной постройки;

3.            Многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.

Такие постройки могут быть снесены только по решению суда.

В соответствии с положениями 4-5 статьи 55.32 ГрК РФ, уполномоченные органы местного самоуправления после принятия соответствующего решения о сносе направляют уведомление об этом собственнику объекта недвижимости. Если же собственника объекта найти не удалось, они публикуют информацию об этом в СМИ и Интернете, а также на информационном щите в границах земельного участка, где расположена самовольная постройка.

Срок для сноса самовольной постройки зависит от ее характера, но не может составлять менее 3 месяцев и более 12 месяцев, а срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями – менее 6 месяцев и более 3 лет (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице – правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка (ч. 6 ст. 55.32 ГрК РФ).

Если правообладатель земельного участка или собственник объекта недвижимости не снесут самовольную постройку, органы власти должны осуществить снос за счет бюджета с последующим взысканием с указанных лиц затрат на снос (ч. 15 ст. 55.32 ГрК РФ).

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в рамках установленных полномочий и не заменяют друг друга. Эти положения касаются также вопросов выявления фактов самовольного строительства на территории муниципальных образований автономного округа и принятия в этой связи управленческих решений.

Вопросы, связанные с доказыванием, что выявленная постройка обладает признаками самовольной постройки, достаточно сложны, требуют серьезной проработки с разных аспектов градостроительной деятельности и землепользования. Таким образом, органы местного самоуправления муниципальных образований должен волновать не сам процесс переписки со Службой и ожиданием получения от Службы документов, с которыми органы местного самоуправления сразу могут обращаться в суд, работа состоит в системном анализе выявленных случаев, на основе которого должна осуществляться профилактическая работа на территории муниципального образования по недопущению самовольного строительства, на этой основе органами местного самоуправления должен проводится системный анализ принятых документов градорегулирования в целях упорядочения их положений, в том числе на соответствие федеральному законодательству. Особенно это касается тех планировочных элементов городской застройки, где законодательством допускается в течение длительного времени строительство объектов капитального строительства и иных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, без оформления разрешений на строительство, без необходимости оформления разрешений на ввод в эксплуатацию, без осуществления регионального государственного строительного надзора и т. д. Особенно к таким территориям можно отнести территории муниципальных образований, застраиваемые индивидуальными жилыми домами, дачными и содовыми домами, домами на участках, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и т.д., где отсутствует годами надлежащий контроль за застройкой со стороны органов местного самоуправления.

Также рекомендуем органам местного самоуправления муниципальных образований оценивать бюджетные возможности муниципальных образований, которые потребуются в случае принятия решений о сносе самовольной постройки и не осуществлении сноса лицом, создавшим такую самовольную постройку.

Законодательство вводит новое понятие о сносе самовольной постройки - ее приведение в соответствие с установленными требованиями («реконструкция самовольной постройки»).

Таким образом, рекомендуем органам местного самоуправления при рассмотрении мероприятий, связанных с выявлением и сносом самовольных построек подходить к решению проблематики комплексно, используя все возможные механизмы решения, в том числе приведение такой постройки в соответствие через ее реконструкцию в порядке, установленном законодательством.

Из практики взаимодействия Службы с органами местного самоуправления муниципальных образований отмечаем, при обращении в Службу органы местного самоуправления муниципальных образований:

1.                 Самостоятельно указывают на факты выявленной самовольной постройки, соответственно, проведение внеплановой выездной проверки Службой представляется нецелесообразным, поскольку факты самовольного строительства уже установлены;

2.                 Предоставляют либо не предоставляют дополнительную информацию без указания: точного адреса объекта самовольного строительства, застройщика (субъектом проверки является только застройщик!), нарушений местных нормативных правовых актов, истории создания объекта и т.д.);

3. Не предоставляются документы, свидетельствующие о системном анализе органами местного самоуправления сложившейся застройки на основе имеющихся в их распоряжении информационных ресурсах систем ИСОГД как самого объекта самовольной постройки, так и градостроительной ситуации вокруг него с учетом перспективы развития территорий по принятым градостроительным решениям; в основном органы местного самоуправления муниципальных образований ограничиваются информацией о том, что разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию застройщику ими не выдавалось, забывая о других требованиях законодательства к их деятельности по контролю за застройкой территории муниципального образования объектами капитального строительства, иными объектами;

4. Наблюдается отсутствие взаимодействия при рассмотрении таких ситуаций между различными структурными подразделениями органов местного самоуправления (органами архитектуры и градостроительства, землепользования, потребительского рынка при размещении нестационарных объектов и т.д.).

Таким образом, рекомендуем органам местного самоуправления подходить к рассмотрению сложившихся ситуаций с самовольными постройками системно, давая оценку, в том числе, своим действиям либо бездействию.

Служба при рассмотрении таких ситуаций будет давать оценку не только предоставленной информации о самовольной постройке, но и действиям/бездействию органов местного самоуправления муниципальных образований в рамках контроля за их градостроительной деятельностью. При выявлении нарушений информация будет направляться в Прокуратуру и другие уполномоченные органы по компетенции для принятия мер реагирования.

3. С 3 августа 2018 года для возведения на них жилых домов получение разрешения на строительство/реконструкцию больше не потребуется. Вместо разрешений введены уведомления правообладателей участков о планируемом строительстве/реконструкции жилого или садового дома.

Уведомительный порядок возведения жилых и садовых домов и ввода их в эксплуатацию после завершения их строительства установлен вступившим в силу федеральным законом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 340-ФЗ от 03.08.2018 г.), по которому в ГрК РФ и ряд федеральных законов внесены соответствующие изменения:

•              Упразднены части 9-9.2 статьи 51 ГрК РФ, касавшиеся вопросов выдачи разрешений на строительство на участках ИЖС, ЛПХ садово-дачных участков граждан.

•              Введена статья 51.1 ГрК РФ, согласно которой перед началом строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подаёт в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома - иными словами, если раньше для жилых или дачных домов, возведённых на дачных или садовых участках, для регистрации права собственности не требовались никакие разрешения, то с нововведением по таким объектам тоже необходимо направлять уведомления о начале и об окончании строительства, то есть такие дома должны отвечать требованиям, как и объекты ИЖС.

•              Статьей 16 ФЗ № 340-ФЗ и частями 16–21 статьи 55 ГрК РФ установлена обязанность застройщика по подаче в орган местного самоуправления уведомления об окончании строительства или реконструкции в срок не позднее 1-го месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома.

•              Пунктом 7 статьи 51.1 и пунктом 19 статьи 55 ГрК РФ определён 7-дневный срок рассмотрения администрацией поступивших уведомлений на предмет соответствия указанных в уведомлении застройщика параметров объекта ИЖС или садового дома предельным параметрам разрешённого строительства, а также допустимости размещения объекта строительства в соответствии с разрешённым использованием земельного участка и установленными ограничениями, а по итогам рассмотрения уведомлений от застройщика администрация направляет ему своё уведомление или о соответствии построенных/реконструированных объектов градостроительным требованиям, или о несоответствии объектов этим требованиям.

•              До 1 марта 2019 года государственный кадастровый учёт возведённых жилых домов и строений, расположенных на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства и огородничества, проводится без учёта уведомления о начале и окончании строительства.

•              До 1 марта 2019 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект ИЖС являются только:

1.Технический план;

2.Правоустанавливающий документ на земельный участок.

(В данном случае сведения об объекте ИЖС указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости (часть 7 статьи 70 ФЗ № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» утратила силу).

•              Внесено уточнение в понятие объекта индивидуального жилищного строительства и его параметры, нашедшие отражение пункте 39 статьи 1 ГрК РФ:

Объект индивидуального жилищного строительства - это отдельно стоящее здание, обладающее следующим комплексом характеристик одновременно:

1.     С количеством надземных этажей не более чем 3,

2.     Высотой не более 20 м,

3.     Состоящей из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании;

4.     Не предназначенное для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

•              Из определения объекта ИЖС исключено прежнее указание на то, что индивидуальный жилой дом предназначен для проживания одной семьи, но делается акцент на том, что индивидуальный жилой дом не может быть разделён на самостоятельные объекты, например на квартиры.

Необходимо обратить внимание, что согласно положениям части 12 статьи 51.1. ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, в течении 7 рабочих дней, а в границах территории исторического поселения - 20 дней, направляет, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке как застройщику так и:

1) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, только в случае не соответствия параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами;

2) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного земельного надзора, орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальный земельный контроль, в случае направления указанного уведомления по основанию (размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объектов не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и отсутствие у застройщика прав на земельный участок);

3) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в случае направления указанного уведомления по основанию (о несоответствии описания внешнего облика объекта предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения).

Согласно положению части 20 статьи 55 ГрК РФ Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:

1) параметры построенных или реконструированных объекта ИЖС или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным Кодексом, другими федеральными законами;

2) внешний облик объекта не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке, в случае строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта ИЖС или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

4) размещение объекта ИЖС или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.

Выделим основные ошибки органов местного самоуправления при выдаче Уведомлений о несоответствии:

1.                 В Уведомлении о несоответствии параметров, указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке причина отказа не соответствует пункту 39 статьи 1 ГрК РФ (при этом предельные параметры, установленные правилами землепользования и застройки муниципального образования, не соответствуют параметрам, установленным в указанной статье ГрК РФ).

Согласно указанной статье, объект ИЖС - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

2.                 Если при проведении проверки органом местного самоуправления установлено, что размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также земельный участок без установленных границ, соответственно в Уведомлении в графе: «1) о несоответствии параметров» целесообразно указывать: «Жилая застройка не предусмотрена» и «В связи с отсутствием учтенных границ земельного участка №…., не представляется возможным достоверно определить соответствие предельным параметрам разрешенного строительства».

3.                 Согласно положению части 11 статьи 51.1 ГрК РФ, в Уведомлении должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве.

4.                 В части заполнения формы уведомления о несоответствии установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с указанием ограничений,   установленных   в   соответствии   с   земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления необходимо учитывать, что в силу требований статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничениями прав на землю являются особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах. Соответственно, для получения застройщиком исчерпывающей информации по основаниям направления уведомления о несоответствии согласно положениям части 11 статьи 51.1 ГрК РФ, в приложении к уведомлению Служба рекомендует указывать режим хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах и возможность использования земельного участка.

5.                 В случае, если при проведении уполномоченным органом местного самоуправления проверки Уведомления Застройщика о планируемом строительстве ИЖС или садового дома будут установлены факты недопустимости размещения таких объектов на указанной территории, в связи с ограничениями установленными в ПЗЗ, земельном и ином законодательстве, в Уведомлении в графе: «1) о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства по следующим основаниям:» целесообразно указывать - «Жилая застройка не предусмотрена», поскольку отражение предельных параметров для территориальной зоны в границах которой не предусмотрено строительство ИЖС и садовых домов, не имеет смысла.

Вместе с тем, в случае, если ПЗЗ, документами по планировке территории либо законодательством допускается в территориальной зоне размещение таких объектов, орган местного самоуправления в своем Уведомлении должен указывать все основания направления застройщику такого Уведомления с информацией о предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, не только которые установлены правилами землепользования и застройки, но и документацией по планировке территории, а также обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены ГрК РФ, другими федеральными законами, действующими на дату поступления Уведомления Застройщика.

6.                 В случае если разрешение на строительство объекта ИЖС получено до дня вступления в силу Федерального закона N 340-ФЗ, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию объекта не требуется. В этом случае, при наличии разрешения на строительство объекта ИЖС, застройщик уведомляет об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта ИЖС, в соответствии с частью 16 статьи 55 ГрК РФ (часть 4 статьи 16 Федерального закона N 340-ФЗ).

Направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта ИЖС требованиям разрешения на строительство, в этой связи ссылки на несоответствие построенного объекта, в том числе требованиям градостроительного плана земельного участка и других регламентирующих документов, не основаны на нормах закона.

Положения ГрК РФ, предусматривающие отказ выдачи разрешительной документации при несоответствии построенного объекта требованиям градостроительного плана земельного участка не относятся к индивидуальному жилищному строительству.

7.                 В случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных частью 1 статьи 51.1 ГрК РФ, в том числе об отступах от границ земельного участка, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным.

8.                 В нарушение Приказа Минстроя России от 19.09.2018 N 591/пр Уведомления направляемые органом местного самоуправления не соответствуют утвержденной форме.

9.                 В нарушение требований части 12 статьи 51.1 ГрК РФ Уведомления направляемые органом местного самоуправления рассматриваются с нарушением срока, предусмотренного частью 7 указанной статьи, а именно после истечения 7 рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве.

10.            Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила).

Правилами установлено, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается в том числе строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

Если при проведении проверки органом местного самоуправления установлено, что размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, соответственно в Уведомлении в графе: «2) о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по следующим основаниям:» целесообразно указывать - «В охранных зонах сетей инженерных коммуникаций запрещено строительство и реконструкция зданий, строений без получения согласования с сетевыми организациями эксплуатирующими инженерные сети ».

Обращаем Ваше внимание, что согласно положениям главы 19 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территории считаются установленными с момента регистрации в ЕГРН. В этой связи указание в Уведомлении о несоответствии на наличие зоны с особыми условиями использования территории в границах земельного участка должно отвечать указанным требованиям.

11.            Если инженерные сети служат сетями инженерно-технического обеспечения объектов и предназначены для технологического присоединения объектов ИЖС к существующим инженерным сетям, такие сети являются частью объекта ИЖС. Согласно требованиям градостроительного законодательства зоны с особыми условиями использования территорий для объектов ИЖС не устанавливаются.

Опубликовано: 05.04.2019 12:52        Обновлено: 10.04.2019 17:19