Размер:
Цвет:

Информация о рассмотрении дел в судах за I квартал 2018 года

Информация по судебным спорам за 1 квартал 2018 года

 

В 1 квартале  2018 года в  правовой отдел Службы  поступило 67 определений о назначении судебных заседаний, из них Служба привлечена

в качестве:

- третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований в 14 судебных спорах;

- истца в 22 судебных спорах;

- ответчика в 31 судебных спорах.

Кроме того на рассмотрении в 1 квартале 2018 года находилось 23 судебных дел, производство которых  начато в 2017 году.

Общее количество судебных дел назначенных к рассмотрению в отчетном периоде составляет – 90.

В 1 квартале 2018 года судами рассмотрено и  принято решений по 57 судебным делам (30 - в рамках жилищного надзора; 27 – в рамках строительного надзора), из них 12 решений принято не в пользу Службы, на 9 решений поданы апелляционные жалобы, рассмотрение которых назначено на 2 квартал, 3 решения вступило в законную силу.

Из 3 судебных актов принятых не в пользу Службы и вступивших в законную силу:

 - 2 судебных акта о признании незаконным предписания Службы:

1. Муниципальное  унитарное  предприятие  «Тепловодоканал» обратилось  в  Арбитражный  суд  Ханты-Мансийского автономного  округа Югры  с  заявлением  об  оспаривании  пунктов  2-5  предписания  Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа –Югры № 156-13 от 16.08.2017.

Заявленные требования мотивированы незаконностью выводов  органа контроля  о неисправности  общедомового  прибора  учета  тепловой  энергии  и возложении  на  предприятие  обязанности  произвести  перерасчет  платы  за  отопление  в декабре 2016 года –мае 2017 года исходя из нормативов потребления тепловой энергии.

Заявлением от 20.11.2017 предприятие уточнило заявленные требования и просило признать предписание незаконным полностью.

Удовлетворяя заявленные требования о признании незаконным предписания, суд установил, что действующее законодательства и Правила № 354 не препятствуют исполнителям коммунальных услуг самостоятельно выявлять допущенные ошибки и устранять их.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к убеждению о том, что перерасчет платы за отопление, проведенный МУП «ТВК» в июне 2017 года за период  с  января  2017  по  май  2017  исходя  из  показаний  ОДПУ,  выполнен  в  целях устранения  допущенных  нарушений  и  соответствует  нормам  права,  в  связи  с  чем  не повлек нарушение законных прав и интересов собственников жилых помещений в МКД.

Кроме того, учитывая установленный факт исправности ОДПУ в период с сентября 2016 по декабрь 2016 года и  отсутствие достоверных доказательств обратного, суд не усматривает законных оснований для возложения на предприятие обязанности произвести перерасчет платы за  отопление в декабре 2016 года исходя из норматива потребления коммунального ресурса.

Изложенные  доводы  всесторонне  подтверждают  отсутствие  в  действиях  МУП «ТВК» нарушений  порядка  исчисления  платы  за  отопление  в  спорный  период  и отсутствие законных оснований для выдачи предписания от 16.08.2017 № 156-13, в связи,  с  чем  такое  предписание  не  соответствует  закону.

2. Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания СеверСтрой» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании недействительным предписания от 04.10.2017 № СГ-255.

Как следует из материалов дела, на основании приказа о проведении внеплановой выездной проверки, по обращению гражданина по вопросу необоснованного начисления платы за отопление, в отношении общества в период с 18.09.2017 по 04.10.2017 проведена внеплановая проверка.

По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от 04.10.2017 № СГ-255, выдано предписание от 04.10.2017 № СГ-255, которым обществу предписано в срок до 01.12.2017 в соответствии с пунктом 54 Правила № 354, определить размер платы потребителям многоквартирного дома г. Сургут, ул. Университетская, д. 11 за коммунальную услугу по горячему водоснабжению согласно формулам 20 и 20(1) приложения № 2 к настоящим Правилам с 01.05.2015.

Пункт 1 Правил № 354 предусматривает, что они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают

их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Согласно абзацу 6 пункта 38 Правил № 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Таким образом, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил № 354.

В силу пункта 54 Правил № 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению

(при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве

коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды на общедомовые

нужды и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.

Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) Правил.

Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения № 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:

- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;

- произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс.

При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении на общедомовые нужды.

Службой в ходе проверки установлено, что общество определяет плату потребителям за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в многоквартирном

доме, расположенном по адресу: г.Сургут, ул.Университетская, д. 11, в жилых и нежилых

помещениях без учета удельного нормативного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, применяемая обществом методика расчета не соответствует формулам 20 и 20(1) приложения № 2 к Правилам № 354.

Установленные административным органом обстоятельства, методика расчета, обществом не оспаривается, при этом заявитель указывает на отсутствие установленного норматива расхода тепловой энергии и его величины, необходимой для подстановки в расчет с целью определения размера платы за услугу горячего водоснабжения.

В общих положениях Правил № 354 определены понятия, используемые в настоящих Правилах, так норматив потребления коммунальной услуги - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» утверждены правила установления и определения нормативов потребления коммунальных ресурсов» (далее - Правила № 306).

Пункт 3 Правил № 306 предусматривает, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).

Пунктом 2 Постановления № 129 установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что оспариваемое предписание носит неисполнимый характер, не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя сфере предпринимательской деятельности.

- 1 судебный акт об отказе в привлечении юридического лица к административной ответственности (ч.6 ст. 19.5КоАП РФ).

Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – заявитель, Жилстройнадзор Югры, Служба) обратилась в суд с заявлением о привлечении Муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства города Пыть-Ях» (далее – учреждение, МКУ «УКС») к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ

Как следует из материалов дела, Службой в период с 05.10.2017 по 26.10.2017 была проведена внеплановая документарная и выездная проверка в отношении учреждения, в связи с полученным извещением от 28.09.2017 № 4 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства по ранее выданному предписанию от 26.06.2017 № 085-01/1-11 со сроком исполнения до 29.09.2017. МКУ «УКС» является застройщиком и техническим заказчиком объекта капитального строительства «Физкультурно-спортивный комплекс с ледовой аренойв мкр. № 1 г. Пыть-Ях» (далее - Объект).

В ходе проверки должностными лицами Жилстройнадзора Югры установлено, что МКУ «УКС» устранило не все нарушения по выданному ранее предписанию от 26.06.2017 № 085-01/1-11.

 Так, не устранено нарушение, изложенное в пункте 1 предписания, а именно: На объекте не качественно осуществляется строительный контроль заказчика.

Не произведен демонтаж нежилых сооружений, входящий в подготовительный период, расположенных на участке строительства.

Судом установлено, что предписание выдано уполномоченным органом, по результатам проверки, проведенной с соблюдением действующего законодательства, с участием уполномоченного представителя проверяемого лица.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда.

Учреждение является застройщиком (техническим заказчиком) на Объекте строительства, в связи с чем именно на него возлагается обязанность обеспечивать строительство Объекта в соответствии с требованиями градостроительных и строительных норм и правил, проектной документации, в том числе путем надлежащей организации и проведения строительного контроля.

В соответствии со статьёй 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Таким образом, непосредственно в протоколе в достаточной степени должны быть описаны обстоятельства совершения административного правонарушения, позволяющие установить наличие события и состав вменяемого лицу административного правонарушения.

Между тем, составленный по факту совершения МКУ «УКС» протокол не содержит надлежащего описания объективной стороны административного правонарушения.

Указание в протоколе на невыполнение в установленный срок предписания органа государственного строительного надзора, без надлежащего описания самого нарушения, послужившего основанием для выдачи предписания, не свидетельствует о противоправном поведении учреждения.

Не содержат надлежащего описания противоправного деяния и другие материалы административного производства, представленные Службой.

Так, в предписании от 26.06.2017 № 085-01/1-11, в акте проверки исполнения данного предписания, а так же в протоколе об административном правонарушении указано, что учреждением на Объекте не качественно осуществляется строительный контроль заказчика.

Однако, в дело не представлено ни одного доказательства данного факта, отсутствует указание на то, в чем непосредственно заключается некачественное осуществление строительного контроля и какие мероприятия в сфере строительного контроля надлежало осуществить учреждению, что не позволяет сделать вывод о виновности МКУ «УКС» во вменяемом нарушении.

Пункт предписания выражен абстрактными формулировками, носит обобщенный характер, в нём отсутствуют указания на конкретные нарушения и мероприятия, которые учреждение должно осуществить для его выполнения, что делает невозможным надлежащее исполнение предписания и не позволяет сделать вывод о его законности.

Таким образом, в части вывода административного органа о неисполнении в установленный срок предписания, касающегося некачественного осуществления строительного контроля, суд не усматривает наличие события административного правонарушения.

В предписании от 26.06.2017 № 085-01/1-11, в акте проверки, а так же протоколе об административном правонарушении указано на допущенное учреждением нарушение проектной документации в части невыполнения входящего в подготовительный период демонтажа нежилых сооружений, расположенных на участке строительства.

Протокол содержит указание на неисполнение требования о демонтаже нежилых сооружений, между тем не указано, какие именно сооружения не снесены на момент составления протокола.

Кадастровый паспорт (л. д. 60) не содержит сведений о наличии на земельном участке, предоставленном для строительства Объекта, каких-либо строений.

Не содержит таких сведений ни акт проверки от 26.10.2017 (л. д. 69-73), ни акт проверки от 26.07.2017, по результатам которого было выдано предписание № 085-01/01- 11 (л. д. 35-43), ни предписание от 26.07.2017, за неисполнение которого составлен протокол.

Учреждение представило в суд отзыв с доказательствами принадлежности одного из расположенных на земельном участке объекта обществу с ограниченной ответственностью «Процветание», что препятствует сносу этого объекта.

В отзыве МКУ «УКС» ссылается на невозможность выполнения сноса без решения вопроса об изъятии земельного участка под объектом недвижимости Администрацией города Пыть-Яха, в чью компетенцию входит решение данного вопроса.

Администрацией было принято распоряжение № 2660-ра от 07.12.2016 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и объекта недвижимого имущества у ООО «Процветание».

Таким образом, доводы учреждения сводятся к тому, что вопрос о сносе строений и сооружений на земельном участке не зависит от его волеизъявления и неисполнение требований предписания в срок не может быть поставлено в вину учреждению.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Административный орган не представил достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии события и вины учреждения в совершении вменяемого ему деяния, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является основанием для отказа в привлечении к административной ответственности.

Из 3 решений принятых  не в пользу Службы и вступивших в законную силу, 1 решение принято в рамках строительного надзора и 2- в рамках жилищного надзора.

Рассмотрение по 40 судебным делам отложено на 2 квартал 2018 года.

Из общего количества рассмотренных за 1 квартал  2018 года  судебных дел (57 дела),  не в пользу Службы принято 3 решения,  что составляет 5,2 % от  количества рассмотренных судебных дел (57), или             3,3  % от общего количества судебных дел, находящихся в 1 квартале 2018 года в производстве судов (67+23=90).
Опубликовано: 29.03.2018 16:06        Обновлено: 29.03.2018 16:06