Размер:
Цвет:

Презентация: "О соблюдении участниками градостроительной деятельности обязательных требований по обеспечению доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении государственной экспертизы проектной документации"

Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление государственной экспертизы проектной документации

и ценообразования в строительстве»


ДОКЛАД

на тему: «О соблюдении участниками градостроительной деятельности обязательных требований по обеспечению доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при проведении государственной экспертизы проектной документации».

Слайд 1

Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление государственной экспертизы проектной документации и ценообразования в строительстве» создано распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 633-рп от 06 декабря 2013 года.

Учреждение находится в ведении Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и в пределах своих полномочий осуществляет государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в соответствии с «Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2007 года № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

Предметом государственной экспертизы проектной документации, в том числе, является оценка соответствия проектной документации:

– требованиям технических регламентов;

– санитарно-эпидемиологическим требованиям;

– заданию застройщика (технического заказчика) на проектирование.

Слайд 2

30 декабря 2009 года в целях

1) защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

2) охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

4) обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений

принят Федеральный закон № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Статья 12 указанного Федерального закона устанавливает требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, а именно:

1. Жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

2. Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

Слайд 3

Для строительства, реконструкции объектов капитального строительства уполномоченным лицом разрабатывается проектная документация, которая в случаях, предусмотренных статьёй 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подлежит экспертизе.

Согласно части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в состав проектной документации объектов капитального строительства включаются разделы, направленные на обеспечение соблюдения требований к обеспечению доступа инвалидов к объекту капитального строительства в случае подготовки проектной документации применительно к объектам:

– здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения;

– объектам транспорта, торговли, общественного питания;

– объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения;

– объектам жилищного фонда.

Слайд 4

Состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации № 87 от 16 февраля 2008 года.

Согласно положения, утверждённого указанным постановлением, в состав разделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения включается раздел «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов», который должен содержать:

в текстовой части

а) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам, предусмотренным в части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

б) обоснование принятых конструктивных, объёмно-планировочных и иных технических решений, обеспечивающих безопасное перемещение инвалидов на объекте, а также их эвакуацию в случае пожара или стихийного бедствия;

в) описание проектных решений по обустройству рабочих мест инвалидов (при необходимости);

в графической части

г) схему планировочной организации земельного участка (или фрагмент схемы) с указанием путей перемещения инвалидов;

д) поэтажные планы зданий (строений, сооружений) объекта капитального строительства с указанием путей перемещения инвалидов, а также путей их эвакуации.

Слайд 5

Соблюдение требований, установленных Федеральным законом № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (в том числе, требований доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) обеспечивается соблюдением при подготовке проектной документации перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации № 1521 от 26 декабря 2014 года.

Свод правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» включён в указанный перечень.

Данный свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года.

Среди этих принципов:

– полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество,

– равенство возможностей и доступность.

Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.

Слайд 6

Требования СП 59.13330.2012 необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т. д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учётом мнения общественных объединений инвалидов.

Согласно п. 1.5 СП 59.13330.2012, проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении:

– досягаемости ими кратчайшим путём мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;

– безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН;

– эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов;

– своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т. д.;

– удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.

Проектные решения объектов, предназначенных для маломобильных групп населения, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять права и возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении) (п. 1.6 СП 59.13330.2012).

Слайд 7

При проведении экспертизы проектной документации проверка проводится согласно требованиям СП 59.13330.2012, включённого в перечень, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации № 1521 от 26 декабря 2014 года.

Оценка проектной документации на соответствие обязательным требованиям по обеспечению доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения проводится по следующим основным направлениям:

1. Требования к земельным участкам;

2. Требования к помещениям и их элементам;

3. Специальные требования к местам проживания инвалидов;

4. Специальные требования к местам обслуживания маломобильных групп населения в общественных зданиях.

Слайд 8

Характерные ошибки при подготовке проектной документации, выявленные в процессе проведения экспертизы проектной документации раздела «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» в рамках соблюдение обязательных требований

1. Требования к земельным участкам

1. В проектной документации отсутствуют условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения по участку в части стыковки с внешними по отношению к участку транспортными и пешеходными коммуникациями (п. 4.1.3 СП 59.13330.2012. Пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

2. Не соответствие ширины тротуара с учётом встречного движения инвалидов на креслах-колясках – ширина должна быть не менее 2,0 м согласно пункту 4.1.7 СП 59.13330.2012 (пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

3. Сведения, приведённые в разделе по уклонам тротуаров, не соответствуют принятым проектным решениям раздела «Схема планировочной организации земельного участка». Согласно пункту 4.1.7 СП 59.13330.2012, продольный уклон путей движения не должен превышать 5%, поперечный – 2% (пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

4. Ширина открытых лестничных маршей меньше, а высота лестниц больше нормативных значений. Согласно нормативным требованиям, ширина лестничных маршей открытых лестниц должна быть не менее 1,35 м. Для открытых лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м, высоту подступенка – от 0,12 до 0,15 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъёма ступеней (п. 4.1.12 СП 59.13330.2012. Пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

5. Пешеходные пандусы отсутствуют либо имеют крутые уклоны. При устройстве съездов с тротуара на транспортный проезд уклон должен быть не более 1:12 согласно п. 4.1.8 СП 59.13330.2012 (пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

Слайд 9

6. Неверно произведён расчёт машино-мест для инвалидов. На индивидуальных автостоянках на участке около или внутри зданий учреждений обслуживания следует выделять 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов, в том числе 5% специализированных мест для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске из расчёта, при числе мест:

– до 100 включительно – 5%, но не менее одного места;

– от 101 до 200 – 5 мест и дополнительно 3%;

– от 201 до 1000 – 8 мест и дополнительно 2%;

– 1001 место и более – 24 места плюс не менее 1% на каждые 100 мест свыше. (п. 4.2.1 СП 59.13330.2012. Пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

7. Не учитываются требования по расстоянию от места автостоянок до входа в здание. Места для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи входа в предприятие или в учреждение, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, от входа в жилое здание – не далее 100 м. Площадки для остановки специализированных средств общественного транспорта, перевозящих только инвалидов (социальное такси), следует предусматривать на расстоянии не далее 100 м от входов в общественные здания (п. 4.2.2 СП 59.13330.2012. Пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

Слайд 10

8. Отсутствует информация по устройству высоты бордюра. Высоту бордюров по краям пешеходных путей принимают не менее 0,05 м. Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью 0,04 м (п. 4.1.9 СП 59.13330.2012. Пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

9. На наружных лестницах при входах в здания вместо пандусов устраиваются подъёмные устройства. Условия, при которых лестница заменяется подъёмным устройством – когда пандус с расчётной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м (п. 4.1.14 СП 59.13330.2012. Пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

Слайд 11

2. Требования к помещениям и их элементам

1. Не соблюдаются требования по размерам тамбуров в здании. Глубина тамбуров и тамбур-шлюзов при прямом движении и одностороннем открывании дверей должна быть не менее 2,3 м, при ширине не менее 1,5 м. Не соблюдаются расстояние при последовательном расположении навесных или поворотных дверей. Минимальное свободное пространство между ними – не менее 1,4 м плюс ширина двери, открывающейся внутрь междверного пространства (п. 5.1.7 СП 59.13330.2012. Пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

2. Не соблюдаются требования к входам в здание, предназначенным для МГН. Согласно требованию норм, на входе в здание, предназначенном для МГН, входная площадка должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий – подогрев поверхности покрытия (п. 5.1.3 СП 59.13330.2012. Пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

3. Занижена ширина пути движения к помещениям, зонам и местам обслуживания внутри здания. Ширина пути движения (в коридорах, галереях и т. п.) должна быть не менее 1,5 метра при движении кресла-коляски в одном направлении, при встречном движении 1,8 м (п. 5.2.13 СП 59.13330.2012. Пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

4. Пандусы внутри зданий имеют крутые уклоны. Согласно нормативным требованиям, максимальная высота одного подъёма (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 1:20 (5%). При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 1:10 (10%) (п. 5.2.13 СП 59.13330.2012. Пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

Слайд 12

5. Отсутствуют зоны отдыха для МГН. На каждом этаже, где будут посетители, следует предусматривать зоны отдыха на 2 – 3 места, в том числе и для инвалидов на креслах-колясках. При большой длине этажа зону отдыха следует предусматривать через 25 – 30 м (п. 5.2.6 СП 59.13330.2012. Пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

6. Неверно запроектированы зоны безопасности. Зоны безопасности рекомендуется предусматривать в холлах лифтов, отвечающих требованиям к лифтам для транспортирования пожарных подразделений, либо в помещении, расположенном смежно с незадымляемой лестничной клеткой и имеющей в неё выход. Зона безопасности должна отделяться от других помещений и примыкающих коридоров противопожарными преградами с пределом огнестойкости: не менее REI 60, противопожарные двери и окна - 1 типа, при размещении в лифтовом холле - двери противопожарные 1 типа в дымогазонепроницаемом исполнении (EIW(EIWS)60). Зона безопасности должна быть незадымляемой с подпором в 2-х режимах, в том числе один с подогревом при закрытой двери (пункты 5.2.27, 5.2.29 СП 59.13330.2012 и требования ч. 15 ст. 89 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ). Пункты СП 59.13330.2012 являются обязательными к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

7. Занижены площади зоны безопасности, в которых МГН могут находиться до прибытия спасательных подразделений, либо из которых МГН могут эвакуироваться более продолжительное время и (или) спасаться самостоятельно по прилегающей незадымляемой лестничной клетке или пандусу. Площади зоны безопасности необходимо предусматривать исходя из расчётной численности и категорий инвалидов, которые устанавливаются заданием на проектирование, утверждаемым в установленном порядке по согласованию с территориальным органом социальной защиты населения и с учётом мнения общественных объединений инвалидов (п. 7.1.1 СП 59.13330.2012. Пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

8. Отсутствуют решения по оснащению селекторной связью. Каждая зона безопасности общественного здания должна быть оснащена селекторной связью или другим устройством визуальной или текстовой связи с диспетчерской или с помещением пожарного поста (поста охраны) (п. 5.2.30 СП 59.13330.2012. Пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

Слайд 13

9. Отсутствуют решения по освещённости.

В местах изменения уклонов пандусов необходимо устанавливать искусственное освещение не менее 100 лк на уровне пола (п. 4.1.16 СП 59.13330.2012). Минимальный уровень освещённости в местах отдыха следует принимать 20 лк. Светильники, устанавливаемые на площадках отдыха, должны быть расположены ниже уровня глаз сидящего (п. 4.3.3 СП 59.13330.2012).

Освещённость на путях эвакуации (в том числе в начале и конце пути) и в местах оказания (предоставления) услуг для МГН в зданиях общественного и производственного назначения следует повышать на одну ступень по сравнению с требованиями СП 52.13330.

Перепад освещённости между соседними помещениями и зонами не должен быть более 1:4 (п. 5.2.34. Пункты являются обязательными к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

10. Отсутствуют специально оборудованные места в уборных, душевых и ванных, перед которыми следует предусматривать пространство для подъезда кресла-коляски. Во всех зданиях, где имеются санитарно-бытовые помещения, должны быть предусмотрены специально оборудованные для МГН места в раздевальных, универсальные кабины в уборных и душевых, ванных (п. 5.3.1 СП 59.13330.2012. Пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

11. При проектировании не учитывается время необходимое для эвакуации инвалидов, до двери в зону безопасности. Предельно допустимые расстояния от наиболее удаленной точки помещения для инвалидов до двери в зону безопасности должно быть в пределах досягаемости за необходимое время эвакуации. Соответственно, определенное проектом размещение зон безопасности в здании должно подтверждаться результатами расчета эвакуации людей с каждого этажа, в том числе с первых этажей (п. 5.2.27 СП 59.13330.2012. Пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

12. При определении площади зоны безопасности не учитывается площадь необходимая для сопровождающего. Площадь зоны безопасности должна быть предусмотрена на всех инвалидов, остающихся по расчёту на этаже, исходя из удельной площади, приходящейся на одного спасаемого, при условии возможности его маневрирования (инвалид в кресле-коляске с сопровождающим 2,65 м2) (п. 5.2.28 СП 59.13330.2012. Пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

Слайд 14

3. Специальные требования к местам проживания инвалидов

1. Перечень этажей жилых зданий (зон и мест), доступных для МГН, расчётная численность и категория инвалидов устанавливаются заданием на проектирование, утверждаемым в установленном порядке по согласованию с территориальным органом социальной защиты населения и с учётом мнения общественных объединений инвалидов (п. 7.1.1 СП 59.13330.2012. Пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

2. При проектировании доступа инвалидов на первые этажи жилых зданий не обеспечивается безопасность и удобство пользования оборудованием и приборами (санузлы, кухня, прихожая) (п. 6.1.4 СП 59.13330.2012. Пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

Слайд 15

4. Специальные требования к местам обслуживания маломобильных групп населения в общественных зданиях

1. Перечень элементов зданий и сооружений (помещений, зон и мест), доступных для МГН, расчётная численность и категория инвалидов устанавливаются заданием на проектирование, утверждаемым в установленном порядке по согласованию с территориальным органом социальной защиты населения и с учётом мнения общественных объединений инвалидов (п. 7.1.1 СП 59.13330.2012. Пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

2. На наружных лестницах при входах в здания, вместо пандусов устраиваются подъёмные устройства. Условия, при которых лестница заменяется подъёмным устройством – когда пандус с расчётной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м (п. 4.1.14 СП 59.13330.2012. Пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

3. Отсутствуют уширения в коридорах менее 1,8 метра. При ширине прохода не более 1,8 м рекомендуется предусматривать через каждые 10 – 15 м длины коридора, но не менее одного на коридор, уширение глубиной 1,8 м, длиной – 3,0 м (п. 7.1.6 СП 59.13330.2012. Пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

4. Отсутствуют кабинки для переодевания в примерочной для МГН. Планировка кабины для переодевания, примерочной и т.п. должны иметь свободное пространство размером не менее 1,5×1,5 м (п. 7.1.14 СП 59.13330.2012. Пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

Слайд 16

5. В образовательных учреждениях в раздевальных физкультурного зала и бассейна для учащихся-инвалидов не предусматриваются закрытые раздевальные с душем и унитазом (п. 7.2.6 СП 59.13330.2012. Пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

6. Не обеспечена доступность во все помещения для занимающихся физической культурой и спортом МГН. Рекомендуется обеспечивать доступность для МГН во все вспомогательные помещения в учебно-тренировочных физкультурно-спортивных сооружениях: входные и рекреационные помещения (вестибюли, гардеробы, зоны отдыха, буфеты), блоки раздевальных, душевых и санузлов, тренерские и учебно-методические помещения, медико-реабилитационные помещения (медицинские комнаты, сауны, массажные и др.) (п. 7.5.7 СП 59.13330.2012. Пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

7. В помещениях раздевальных при спортивных сооружениях для занимающихся инвалидов отсутствуют места для хранения кресел-колясок (п. 7.5.16 СП 59.13330.2012. Пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

8. Отсутствует подъёмное устройство для подъёма на сцену. Для подъёма на сцену, кроме лестниц, должен быть предусмотрен стационарный (мобильный) пандус или подъёмное устройство (п. 7.6.7 СП 59.13330.2012. Пункт является обязательным к исполнению согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).

Слайд 17

Спасибо за внимание!

Опубликовано: 19.03.2020 12:13        Обновлено: 19.03.2020 12:13