Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Реализация в автономном округе инвестиционных проектов

Реализация в автономном округе инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства осуществляется в соответствии с государственной программой «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы» (постановление от 09.10.2013 №413-п) (далее – Государственная программа). Мероприятием Государственной программы предусматривается предоставление субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий по приобретению объектов общего образования с рассрочкой платежа.
Реализация инвестиционных проектов по созданию таких объектов состоит из следующих этапов:
1.    Поиск частных инвесторов и сопровождение проектов осуществляется на основании заключаемого БУ «Региональный центр инвестиций» соглашения с инвестором об информационно-консультационном и организационном сопровождении инвестиционного проекта. Сопровождение инвестиционных проектов в соответствии с Регламентом носит заявительный характер, инвестор в целях оказания ему содействия в сопровождении проекта в порядке, установленном Регламентом, подает соответствующее заявление и бизнес-план инвестиционного проекта в адрес БУ «Региональный центр инвестиций».
Мероприятия по сопровождению проекта включают в себя консультирование и информирование инвестора по вопросам, связанным с реализацией инвестиционного проекта, в том числе по вопросам предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности в автономном округе и порядке заключения соглашения о сотрудничестве между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и инвестором, а также оказание организационного сопровождения инвестиционного проекта в:
размещении инвестиционного проекта на инвестиционной площадке;
оформлении прав на земельный участок под строительство;
согласовании проектной документации на строительство, получении разрешения на строительство объекта и сдачи его в эксплуатацию;
оформлении прочей разрешительной документации, необходимой для реализации инвестиционного проекта.
Органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа также могут быть установлены порядок и условия сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых (планируемых к реализации) на территории муниципального образования.
При реализации инвестиционного проекта инвестор выступает застройщиком (лицом, осуществляемым строительство объекта капитального строительства).
2.    Предоставление земельного участка в аренду для реализации инвестиционного проекта осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.
3. Разработка проектно-сметной документации на объект образования может осуществляться инвестором самостоятельно, а также может быть передана органами местного самоуправления в случае если проектно-сметная документация ранее была разработана в установленном порядке.  
4. Проведение экспертизы проектной документации регулируется статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указанной статьей установлены случаи проведения государственной или негосударственной экспертизы, а также обязательность ее проведения для отдельных категорий объектов капитального строительства.
5. Получение разрешительных документов на строительство объекта осуществляется в порядке, установленном статьей 51 ГрК РФ. Для получения документов инвестор обращается с заявлением о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на то орган местного самоуправления или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном административным регламентом предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство.
6. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. Застройщик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Порядок осуществления государственного строительного надзора установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации».
В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре государственная функция по осуществлению строительного надзора исполняется Службой жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Жилстройнадзор Югры).
Порядок осуществления государственного строительного надзора на территории автономного округа установлен приказом Жилстройнадзора Югры от 28 декабря 2011 года № 4-нп «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
7. Инвестор осуществляет строительство объекта образования в соответствии с планом-графиком производства работ в сроки, установленные проектной документацией и разрешением на строительство.
Реализация инвестиционного проекта осуществляется инвестором за счет собственных и (или) привлеченных средств.
8. После окончания строительства объекта инвестор обращается в уполномоченный на то орган местного самоуправления муниципального образования или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг за получением разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
После ввода оконченного строительством объекта в эксплуатацию инвестор осуществляет государственную регистрацию прав собственности на объект в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
9. Приобретение объекта образования в муниципальную собственность осуществляется органами местного самоуправления муниципального образования в порядке, установленном законодательством о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Распоряжением Губернатора автономного округа № 591-рг от 28.09.2012        (с изменениями на 23.11.2013 №762-рг) сформирована комиссия по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Комиссия).
В состав Комиссии входят представители органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений, организаций.
Комиссия является совещательным органом по подготовке предложений исполнительным органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по мониторингу достижения целевых показателей государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и муниципальных программ, в том числе в части строительства и реконструкции объектов. Заседание Комиссии осуществляется ежемесячно в режиме видеоконференции.
Все объекты капитального строительства, реализуемые в автономном округе, включены в государственные программы автономного округа с указанием источника их финансирования (бюджет автономного округа, местный бюджет, программа «Сотрудничество», привлеченные средства и внебюджетные источники (государственно-частное партнерство).
Мониторинг исполнения мероприятий государственных программ (в т.ч. в части строительства и реконструкции объектов) осуществляется ежемесячно. Информация готовится на основании комплексных планов (сетевых графиков), формируемых с ежемесячным отображением объемов финансирования, подлежащих освоению.
В случае нарушения сроков реализации мероприятий, предусмотренных комплексными планами (сетевыми графиками), по итогам заседания Комиссии оформляются протокольные поручения, определяются сроки их исполнения и осуществляется контроль за своевременным выполнением поручения.
Инвестор несет эксплуатационные затраты на содержание объекта до момента регистрации права собственности органами местного самоуправления муниципального образования автономного округа на выкупленный объект.
Действующим законодательством в области градостроительной деятельности и технического регулирования установлены исчерпывающие меры по контролю за строительством объектов. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.
В Адресную инвестиционную программу автономного округа включены  объекты, реализация которых осуществляется за счет средств бюджета автономного округа, муниципальных образований автономного округа, а также объемов привлеченных средств в объекты капитального строительства муниципальной собственности. При этом государственным заказчиком объектов выступает казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление капитального строительства», а муниципальными заказчиками таких объектов выступают государственные или муниципальные казенные учреждения, государственные или муниципальные унитарные предприятия, органы местного самоуправления, организации, определенные государственными заказчиками или муниципальными заказчиками Адресной инвестиционной программы.  В соответствии с наделенными полномочиями данные учреждения осуществляют функции заказчика, застройщика объектов капитального строительства в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе по контролю за строительством объектов.
Реализация мероприятий программы «Сотрудничество» в части строительства объектов осуществляется в соответствии с Порядком взаимодействия органов исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа при заключении Соглашений (Договоров) о реализации мероприятий программы «Сотрудничество».
 При ежемесячном мониторинге хода строительства объектов ГЧП возникает проблема получения актуальной и корректной информации, что позволяет сделать выводы об отсутствии у муниципального образования взаимодействия с инвестором, в том числе должного строительного контроля. В этой связи изучается возможность включать в договора аренды земельных участков для строительства объектов на принципах ГЧП обязанность муниципального образования согласовывать график производства работ, а также осуществлять строительный контроль технического заказчика по договору с инвестором.
Заказчиком в этой роли выступает Региональный центр инвестиций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В некоторых регионах Российской Федерации существует подход создания центров ответственных за реализацию межведомственной координации и общий контроль проектов ГЧП.
Исходя из практики проведения проверок объектов капитального строительства органами Государственного строительного надзора, основными причинами не ввода объектов в эксплуатацию за прошедший период времени 2013-2014 годов стали:
1.    Отставание от календарного плана проекта организации строительства;
2.    Отсутствие необходимого оборудования (задержка поставок оборудования);
3.    Отсутствие благоустройства территории объекта капитального строительства (озеленение, тротуары, дороги);
4.    Наличие не исполненных нарушений по результатам проверок органами Государственного строительного надзора, влияющих на безопасность объектов;
5.    Необходимость внесения изменений в проектную документацию, при которых не исключено проведение повторной экспертизы;
6.    Не своевременное строительство ОМС МО наружных инженерных сетей и сооружений, внутриквартальных проездов.
7.    Отсутствие необходимого финансирования.  
Служба также солидарна во мнении с другими Департаментами автономного округа в части вопросов, связанных с организацией работы органов местного самоуправления и инвесторов, в части включения в договоры аренды положений, определяющих особые договорные условия, касающиеся создания объекта недвижимости на предоставленном земельном участке в сроки, установленные разрешением на строительство, надлежащего качества в рамках законодательства о техническом регулировании, долговечного и ремонтопригодного в период всего срока эксплуатации. При этом положения особых условий договора должны содержать пункты, обеспечивающие предоставление застройщиком органу местного самоуправления ежемесячной информации о строительной готовности объекта и др. необходимой информации, необходимой координаторам Программ для целей мониторинга исполнения программных мероприятий. Примером такого договора может служить проект договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях, утвержденный распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга от 05.07.2005 № 235-р (в редакции распоряжения КУГИ Санкт-Петербурга от 30.01.2014 № 10-р), приложение.
Имеет место быть разработка механизма контроля в отношении возложения функций по строительному контролю технического заказчика на соответствующие учреждения ОМС МО, в соответствии с порядком проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468).
При этом считаем можно достичь объективности при подтверждении достоверности выполненных работ, включая скрытые с момента начала ведения таких работ на объекте до их полного завершения с контролем заказчика.
 На практике имеет место быть ситуация при которой застройщик, технический заказчик и подрядчик – одно и то же юридическое лицо.  При этом, не исключая то, что в процессе строительства объекта капитального строительства лицами, осуществляющими строительство, могут выполняться работы с отступлением от утвержденной проектной документации, в этой связи также ведется проработка вопросов возможности обязать застройщика заключать авторский надзор с лицом, осуществившим подготовку проектной документации, что будет способствовать оперативному внесению изменений в утвержденную проектную документацию, а также повысит ответственность лиц, осуществляющих строительство, за качество выполняемых ими работ и соответственно за подтверждение их результатов в соответствии с требованиями РД-11-02-2006 (Приказ Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1128). При этом необходимо также учитывать, что в разделе проектной документации (проект организации строительства) лицом, осуществившим подготовку проектной документации, должно быть определено, какие именно документы и с какой частотой должны предоставляться в составе исполнительной документации.
Мероприятия по контролю технического заказчика в рамках строительного контроля в соответствии с вышеназванным постановлением определяют:
а) проверку полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
 б) проверку выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
 в) проверку полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
 г) совместное с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточную приемку возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
 д) проверку совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
  Считаем, что немаловажным эффектом влияющим на возникновение  проблемы, связанной с проектной документацией, положительное заключение экспертизы по которой получено до вступления в силу Федеральных законов и Постановлений Правительства Российской Федерации, установивших требования технических регламентов в области безопасности зданий и сооружений, пожарной безопасности. Также это относится к проектной документации, получившей положительное заключение до вступления в силу законодательства в области энергоэффективности и энергосбережения зданий. На сегодняшний день законодательством не установлено срока действия положительного заключения экспертизы проектной документации. В целом данная ситуация, по нашему мнению, также влияет на качество, безопасность и надежность построенного объекта в эксплуатации.  Служба не вправе требовать переделки проекта на соответствие новым требованиям. Вместе с тем предмет строительного контроля предполагает оценку строящегося и построенного объекта требованиям технических регламентов. Другими словами застройщик в рамках саморегулирования должен взять на себя обязательства по приведению такой документации в состояние соответствия требованиям технических регламентов, что возможно потребует проведение повторной экспертизы в случаях, предусмотренных законом. Именно такая проектная документация, подготовленная ранее муниципалитетом, передается застройщику в качестве готового проектного продукта для строительства объекта капитального строительства. Вместе с тем, застройщик в процессе строительства объекта капитального строительства выявляет недостатки такой документации, возникает необходимость внесения в такую документацию соответствующих изменений, что связано на прямую с исполнением сроков строительства. Также нередки случаи, когда застройщик по результатам надзорных мероприятий обязан выполнить  дополнительные экспертизы в части определения пожарных рисков, в случае если конструктивные элементы зданий по своим параметрам не соответствуют требованиям пожарной безопасности.
Ведется работа выработки механизма контроля сохранности объекта и его инженерных систем, находившихся в рабочем состоянии в момент когда идет передача объекта в муниципальную собственность и его регистрацию права собственности.
Кроме того, Служба также предлагает учесть мероприятия, изложенные в письме Службы ранее и направленные в Департамент экономического развития автономного округа в 2013 году при рассмотрении проекта постановления Правительства автономного округа «О порядке использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», в которых Служба на конкретных проблемных объектах предложила соответствующие мероприятия по решению данных вопросов (приложение).
Некоторые моменты из данного документа были учтены, но по мнению Службы в недостаточном объеме.  Возможно, приняв предложения Службы в 2013 году, не пришлось бы сегодня опять возвращаться к данной проблематике.
Кроме того Служба не поддерживает предложение по созданию дополнительного координационного совета, либо центра по обеспечению сопровождения  инвестпроектов. Такой координационный орган уже существует в лице Регионального центра инвестиций. Вместе с тем предлагаем Департаменту строительство автономного округа, совместно с другими Департаментами – координаторами государственных Программ автономного округа в рамках совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе, организовать работу по созданию  системы региональных методических документов для участников инвестиционного проекта,  участвующих в строительстве, реконструкции объектов, в том числе и на условиях и принципах ГЧП по примеру других субъектов Российской Федерации.

Опубликовано: 21.05.2017 15:58        Обновлено: 21.05.2017 15:58